Уралу Маликову на днях исполнилось тридцать три года. Он лидер молодежи в Байназаровском сельском поселении, куда входят пять населенных пунктов.
Буквально на днях вернулся из палаточного лагеря «Юный спецназовец», где работал вожатым.
Ко всему прочему он еще и имам-хатиб в местной мечети — окончил медресе «Ак мечеть» в Набережных Челнах.
Байназаровское сельское поселение — самое крупное в Бурзянском районе. Здесь проживают около трех тысяч человек, 99 процентов из которых — башкиры.
— У нас много молодежи, в возрасте 18 — 35 лет около 500 человек наберется. Некоторые работают вахтовым методом, некоторые ездят в Старосубхангулово, наш районный центр, кто-то занимается личным подсобным хозяйством, да и пчеловодство у нас развито, это же Бурзян! Народ здесь трудолюбивый, — по интонации уже сразу чувствуется, что Урал Маликов — патриот своей малой родины. Зря, что ли, он тезка Урал-батыра?
Мог наш герой, к примеру, уехать и устроиться на стороне, где-нибудь в городе? Да без проблем! Окончил в Уфе экономико-юридический колледж, освоил профессию логиста, да и вообще, коммуникабелен и энергичен. А он возьми да выбери местом проживания даже не Старосубхангулово и даже не центр сельского поселения — Байназарово, а небольшую деревню Магадеево, где появился на свет. Пословица «где родился — там и пригодился» для него не пустой звук, а руководство к действию.
— Я самый младший из пятерых детей в семье. А значит, по нашим обычаям, должен хранить фундамент родительского дома. Отца давно уже нет в живых, и я со своей семьей рядом с мамой, — рассказывает Урал.
Башкиры не зря издавна стремились жить одной большой семьей — три, а то и четыре поколения под одной крышей. Дело не только в том, чтобы помогать молодым по хозяйству или же ухаживать за старшими. Здесь скрыто нечто большее. Только умудренные опытом пожилые люди могут в полной мере воспитать детей в духе родства, любви к своему народу, родной земле. Рядом с бабушкой и дедушкой дети непременно будут знать родной язык. Не должны теряться обычаи и традиции народа, которые испокон веков передавались из поколения в поколение, уверен молодой человек.
Собственный дом он строит сейчас в одном дворе с родительским и не сомневается, что придет время — и его сын поставит свой дом рядышком.
— Фундамент ассоциируется у меня не только с понятием дома, но и с родным очагом, куда съезжаются родственники, представители рода, — замечает Урал.
Несмотря на свой возраст, он уже многодетный отец: в семье подрастают трое ребятишек. Старшая из детей, восьмилетняя Тансулпан, окончила второй класс, Раян — первый, а младшенькому Амину всего два годика.
Хозяйка дома Лариса работает учительницей английского языка в Магадеевском филиале средней школы деревни Байназарово. Сам Урал — еще и сотрудник молодежно-подросткового клуба «Масим» в селе Старосубхангулово, много внимания уделяет развитию спортивного движения среди молодежи, не приемлет пьянство и всячески старается искоренить это зло. Из лагеря «Юный спецназовец» вернулся воодушевленным.
— Я рад, что сейчас большое внимание начали уделять патриотическому воспитанию молодого поколения, — признается он.
При чем же здесь религия, спросите вы. На этот вопрос сам Урал Маликов отвечает так:
— Человек в полной мере не ощутит полноту жизни, если его мировосприятие и убеждения формировались под принуждением. Поэтому свобода вероисповедания — одно из фундаментальных прав человека, провозглашенных исламом. Коран не допускает применение насилия при распространении ислама, религия — это добровольный выбор каждого. У меня супруга была далека от веры, когда мы поженились. Я никогда не говорил ей, даже не намекнул, чтобы она соблюдала каноны ислама. Мне куда важнее были ее человеческие качества. А теперь постепенно и она приходит к религии, читает намаз, по праздникам ходит в мечеть.
Ничто светское Маликовым не чуждо. Дети в школе активно участвуют во всех общественных мероприятиях. В то же время знают суры из Корана, недавно участвовали в конкурсе «Иман нуры» («Свет веры») на знание священной книги, который проводится местным мухтасибатом. Все светские праздники в семье отмечают наравне с религиозными. Как отказаться, к примеру, от Дня Победы, если у Урала дед всю войну прошел? Между прочим, он, Юнус Асылбаев, был личным конюхом самого генерала Шаймуратова. В свои семь-восемь лет Тансулпан и Раян хорошо знают биографию прадедушки, что мне и продемонстрировали. Как оказалось, Юнус Асылбаев дошел до Берлина, на фронт был призван в 1941 году. Свой воинский путь прошел вместе с генералом Минигали Шаймуратовым в 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, участвовал в том числе в освобождении Украины от нацистов. Там был послан в тыл врага с особым заданием, с которым справился на отлично и был представлен к награде. В 1943 году получил медаль «За отвагу», вернулся домой кавалером ордена Красной Звезды. После войны работал бригадиром в местном колхозе, умер в марте 1981 года. Старшие Маликовы уверены: знание истории рода — это уже само по себе воспитание.
Впрочем, мы немного отошли от темы.
— Если религия помогает, к примеру, наставить человека на путь истинный, чтобы он бросил пить и курить, чем это плохо? — рассуждает Урал Маликов. — У нас сейчас много стало безалкогольных свадеб. Радуюсь, что среди молодежи все меньше тех, кто тянется к бутылке. Выбирают путь в ислам, в спорт или во что-то другое — это личное решение каждого. Я свою задачу вижу не в том, чтобы фанатично призывать ходить в мечеть, а чтобы наша молодежь отказалась от пагубных привычек, чтобы они были патриотами своей малой родины, страны, своего народа, чтобы они создавали хорошие семьи, трудились на совесть. Я сам выполнил свой долг — отслужил в армии. Армия меня только закалила. В нашем лагере «Юный спецназовец» есть дети из неблагополучных семей. У некоторых нет отцов, мужского воспитания они не видели, и мы стараемся восполнить этот пробел. И религия не должна оставаться в стороне от вопросов воспитания подрастающего поколения и всего населения в целом, долг каждого мусульманина — и словом, и примером пропагандировать здоровый образ жизни, — глубоко убежден имам-хатиб и активист села.
Сейчас семья Маликовых готовится к одному из самых главных праздников в исламе — Курбан-байрам.
— Сначала праздник пройдет в мечети, а потом люди соберутся за столом целыми семьями. Ценности, которые несет религия, — вечные, они не теряют значения в любые времена, потому что обращены к лучшему, что есть в душе человека, побуждают его быть добрее, милосерднее, отзывчивее. Потому и любят в народе Курбан-байрам — это праздник единения, мира и добра, — считает наш герой.