Все новости
Cоциум
27 Июня 2022, 11:15

И на танке в пекло, и в живую цепь

Чекистские будни руководителя службы госбезопасности

из архива Марса АБДЕЕВА
Фото:из архива Марса АБДЕЕВА

Разными бывают служебные встречи. Одни тут же забываются, другие запоминаются на всю жизнь. Такой стала встреча с Владимиром Поделякиным, назначенным председателем КГБ республики в 1987 году. Сразу бросалась в глаза его походка. Враскачку, как на палубе корабля. И действительно, Владимир Андреевич четыре года служил срочную на Балтийском флоте. После окончания МГТУ имени Баумана связал свою судьбу с органами госбезопасности.

Владимира Поделякина хорошо знали в чекистском сообществе по двум громким делам. Его первое большое дело — участие в совместной советско-американской космической программе «Союз — Аполлон». С 1970 по 1975 год он являлся помощником директора проекта, занимаясь, помимо безопасности, и некоторыми техническими вопросами. Итогом этого уникального международного проекта стал совместный, в июле 1975 года, полет космических кораблей: советского «Союза-19» и американского «Аполлона».

А еще он был известен тем, что одним из первых проник на танке к разрушенному энергоблоку Чернобыльской АЭС. Он был тогда начальником энергетического отдела КГБ СССР. Обслуживание атомных электростанций входило в непосредственную сферу его обязанностей. Из Кремля поступила команда — срочно произвести съемку разрушений для показа членам политбюро.

Владимир Андреевич рассказывал, что идея проникнуть на зараженную территорию на танке принадлежала ему. Танк пригнали из войсковой части, расположенной в Белоруссии. Съемка сверху осуществлялась с вертолета, обшитого снизу свинцовыми листами. Этот же вертолет высадил его в Припяти, где дожидался танк. И оставшиеся десять километров до Чернобыльской АЭС он добирался на нем.

Съемку объекта начали, передвигаясь из одной точки в другую. Это была трудная задача. Здание энергоблока по периметру метров двести. Вокруг сплошные завалы кирпича и искореженного металла. И вдруг двигатель заглох. Водитель, молодой солдат, растерялся. Прошло не менее получаса, пока он сумел вновь завести мотор.

Съемка продолжилась. И уже вечером с ее результатами знакомились руководители страны.

В качестве члена правительственной комиссии чекист Поделякин провел в Чернобыле в общей сложности три месяца. Он один из немногих, кто был на самых опасных участках поврежденного энергоблока, где и получил повышенную, опасную для здоровья дозу радиации.

Очередное испытание обрушилось на него уже здесь, в Башкирии: 4 июня 1989 года в пятнадцать минут второго ночи под Улу-Теляком из-за утечки газа на магистральном продуктопроводе произошел взрыв газового облака в момент прохождения встречных пассажирских поездов «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск». Эта страшная трагедия унесла жизни пятисот семидесяти пяти человек, в том числе почти двухсот детей.

МЧС в то время еще не существовало. Республиканский комитет госбезопасности стал непосредственным участником и, в какой-то степени, организующим центром авральных действий по расследованию и ликвидации последствий катастрофы. Это была тяжелая, изнурительная работа, потребовавшая большого напряжения сил как от руководства, так и от оперативного состава КГБ БАССР.

В связи с этой трагедией в Уфу прибыли руководители государства Михаил Горбачев и Николай Рыжков. Проезжая по городу, кто-то из членов делегации обратил внимание Михаила Сергеевича на здание КГБ, построенное якобы с излишествами. Последовало указание — разобраться. Зная немного «московскую кухню», Владимир Поделякин решил действовать на опережение — подготовил письмо Горбачеву, в котором разъяснил, что без ведома правительства страны и руководства КГБ СССР такие вопросы на местах не решаются. Обошлось без скандала.

Перестройку Владимир Андреевич встретил как должное, поскольку считал, что она давно назрела. Тогда же произошло неслыханное событие: члены коллегии КГБ БАССР во главе с председателем пришли на телевидение. Популярный телеведущий Азамат Саитов пригласил их на свою программу и задавал «неудобные» вопросы.

Этот импровизированный экзамен участники телепередачи выдержали с честью. Правда, отношение к таким шагам даже в чекистской среде было неоднозначным.

Некоторые не одобряли открытость и курс на общение. Не по душе были ворчунам и социальные перемены, которые затеял в коллективе Владимир Поделякин. По его инициативе в здании комитета для сотрудников открыли военторговский магазинчик, киоск «Союзпечати» и даже небольшую парикмахерскую. В актовом зале стали демонстрировать художественные фильмы для членов семей чекистов. Начали продвигаться очереди на жилье и легковые автомобили. По тем скудным временам — большое подспорье для сотрудников комитета.

В коллективе его искренне уважали. Не потому, что начальник, а за человечность и профессионализм. Небольшой штрих к портрету: у Владимира Андреевича сложились вполне дружеские отношения с комитетским столяром Андреичем. Оба любили пилить-строгать и частенько удивляли окружающих своими поделками.

В начале апреля 1990 года в уфимский водоканал попал фенол. В комитет госбезопасности стали поступать сообщения, что из кранов горожан потекла вода со странным запахом. Наступила тяжелая пора. Экономика в упадке, страна на грани развала. У людей нет работы, зарплаты, продуктов. А тут еще они лишились возможности пить чистую воду. Народ запротестовал.

Самой масштабной стала акция «Живая цепь». Сорок тысяч горожан, взявшись за руки, встали по оси улиц от нынешнего Дома правительства на улице Тукаева до завода «Химпром». Как и все уфимцы, чекисты были на стороне экоактивистов. В первой десятке стоявших в цепи был председатель КГБ БАССР генерал-майор Владимир Поделякин.

В 1991 году Владимира Андреевича перевели в Москву. Здесь он работал во вновь созданном КГБ России, затем — первым заместителем председателя Агентства федеральной безопасности (АФБ). Тогда же на «демократической волне» возникла идея объединить органы госбезопасности и МВД. Поделякин вместе с другими коллегами из АФБ выступил категорически против этого решения. В результате в 1992 году последовала его отставка…

Потом, с 1994 по 1995 год, Владимир Андреевич работал в РАО «Газпром» советником председателя правления. В круг его вопросов входила работа по связям с общественностью.

За заслуги перед Отечеством Владимир Андреевич был награжден орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», многими медалями. Являлся членом Клуба ветеранов госбезо­пасности.

Владимир Андреевич Поделякин скончался 2 октября 1995 года после тяжелой болезни — следствие опасной дозы облучения, полученной на Чернобыльской АЭС. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

Говорят, начальников не выбирают. Но если бы довелось, я бы выбрал его. А завистникам и недоброжелателям предложил: вы попробуйте сами так прожить — гордо и смело. Что, слабо?

Автор:Марс АБДЕЕВ, подполковник в отставке, член Совета ветеранов Управления ФСБ России по РБ
Читайте нас: