В публикациях о Великой Отечественной войне на страницах республиканских газет часто можно прочесть о том, что каждый третий самолет и пятый танк нашей армии заправлялись нефтепродуктами, выработанными из башкирской нефти. Это неправильные сведения. Они родились в атмосфере всеобщей эйфории после Великой Победы.
Простительно, вроде бы. Но историческая наука нуждается в правде и еще раз в правде. Названные цифры завышены. Долгие годы информация об израсходованных в тот период нефтепродуктах была засекречена, и поэтому эти мифы нельзя было ни проверить, ни опровергнуть. Но сегодня эти данные можно найти в открытой печати.
Производство авиабензина в СССР к 1941 году было сосредоточено в основном в Баку и Грозном. Поэтому в 1941—1942 годах были приняты постановления Государственного комитета обороны о резком увеличении производства авиабензина, толуола, авиационных масел на НПЗ Второго Баку и центра страны. Второе Баку — это месторождения Куйбышевской, Саратовской, Пермской, Оренбургской областей, Башкирии и Татарии. Уфимский НПЗ к началу войны был единственным заводом на востоке страны, выпускавшим специальный авиационный бензин из трудноперерабатываемых сернистых нефтей. Уже во второй половине 1941 года переработка нефти на заводе возросла на 22 процента по сравнению с первым полугодием, а выработка бензина — на 37,6 процента, в том числе авиационного с октановым числом 100 — на 80 процентов. 10 ноября бюро Башкирского обкома партии приняло решение о размещении в Уфе толуольного цеха завода № 8 Грознефтекомбината и трубчатки вторичной переработки нефти Краснодарского НПЗ. За годы войны Уфимский НПЗ дал фронту 1,05 миллиона тонн горючего. Только за 1942 год удельный вес поставок уфимского авиационного бензина составил 12,8 процента поставок всех НПЗ страны. Летом 1942 года Наркомнефть пишет в Башкирский обком: «В связи с военной обстановкой, создавшейся на юге, значение Уфимского крекинг-завода в деле снабжения авиационным бензином резко увеличилось. Он становится самым крупным поставщиком авиационного бензина». По заданию Наркомнефти освоен выпуск высших сортов авиабензина.
В разгар наступления под Москвой выявилась острая потребность в толуоле для производства боеприпасов, так как все пороховые заводы страны были или захвачены врагом, или выведены из строя. Ишимбайский и Уфимский НПЗ внесли огромный вклад в решение этой проблемы.
Значима роль башкирских НПЗ и в победе под Сталинградом, в ходе которой наши вооруженные силы израсходовали около 150 тысяч тонн горючего, выработанного в основном на Саратовском, Уфимском, Ишимбайском НПЗ.
Всего за годы войны было получено 1,3 млн тонн авиационного и автомобильного бензина — 6, 5 процента от их производства в стране, в том числе на Уфимском НПЗ — 0,78 млн, на Ишимбайском — 0,52 млн тонн. Так что легенды о каждом третьем танке и самолете, заправленных башкирским горючим, не имеют под собой реальной основы. По данным замначальника управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны СССР генерал-майора Георгия Ширшова, опубликованным в 2005 году в «Военно-историческом журнале», общий объем поставок горючего промышленностью страны в годы войны составил более 20 млн тонн. С учетом довоенных запасов Наркомата обороны и захваченных запасов горючего в ходе войны на европейских НПЗ, общая сумма поставок составила более 24,6 млн тонн. По ленд-лизу и другим видам импорта было получено 2,6 млн тонн, или всего около 8 процентов.
Значение нефтяных предприятий БАССР в победе заключается также в том, что они оказались недосягаемыми для немецкой авиации и работали без потерь. Но это не значит, что у Германии не было планов по уничтожению промышленных центров Урала. В журнале «Ватандаш» в 2021 году была опубликована статья кандидата философских наук Айрата Багаутдинова и аспиранта БашГУ Руслана Багаутдинова «Немецкие самолеты в небе Башкирии», основанная на трофейных немецких документах. Они убедительно свидетельствуют о том, что с помощью заброски диверсантов и бомбардировок фашисты готовились уничтожить в Башкирии 23 объекта, в том числе Уфимский НПЗ. Летом 1943 года после налетов на Саратов и Горький следующими целями немцев были Казань и Уфа. Уфимскому НПЗ был даже присвоен номер целевой группы — 155 и номер цели — ZR 21, а Уфимскому нефтехранилищу, соответственно, — 156 и ZR 21. К счастью, успехи Красной армии не позволили реализовать эти варварские планы.
В апреле 1942 года на границе Пермского края и севера Башкирии был высажен десант немецких диверсантов, их целью были диверсии, в том числе на нефтепромыслах. Авторы приводят съемки НПЗ, сделанные самолетом-разведчиком первой эскадрильи дальней авиации люфтваффе 9 сентября 1942 года. В статье упоминается также о 20 аэрофотографиях Стерлитамака, Салавата, Мелеуза, Раевки, Белебея, Кумертау и прилегающих к ним районов. Авторы сообщают, что «документы вермахта свидетельствуют о том, что территорию Башкирии немецкое командование планировало захватить летом 1943 года ударом с юга силами Первой танковой армии… Нефтяные месторождения не попали в число целей люфтваффе. Это дает основание полагать, что верховное командование вермахта планировало захватить их в целости и сохранности в ходе наземной операции».
Большое значение для победы в войне имело открытие в БАССР Кинзебулатовского месторождения нефти в 1943 году, когда только из скважины-первооткрывательницы № 5 ежесуточно отгружалось на НПЗ около 3 тысяч тонн нефти, и Туймазинского месторождения в 1944 году, где дебет скважины-первооткрывательницы № 100 составлял 250 тонн в сутки. Всего за годы войны нефтяники страны добыли более 110 млн тонн нефти, в том числе башкирские — 5,4 млн тонн. На Башкирию приходилось более 50 процентов всей добычи Второго Баку. За годы войны удельный вес добычи нефти в районах Второго Баку в общесоюзной копилке возрос с 6 до 14,6 процента, доля нефтепереработки кавказских регионов сократилась с 80 до 66 процентов. Важно и то, что с 1941 по 1942 год Наркомат нефтяной промышленности располагался в Уфе, в одном из подъездов театра оперы и балета. Таким образом, создание Второго Баку с центром в Башкирии сыграло неоценимую роль в победе СССР в Великой Отечественной войне.
Самоотверженный труд башкирских нефтяников 30 раз отмечался в сводках Совинформбюро. Главному геологу «Башнефтекомбината» Андрею Алексеевичу Трофимуку было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1946 году Красные знамена ГКО как символ трудовой славы были переданы на вечное хранение промыслу № 1 треста «Туймазанефть», Уфимскому НПЗ и тресту «Башнефтестрой». Четырем башкирским нефтяникам было присвоено звание Героя Советского Союза и столько же нефтяников стали полными кавалерами ордена Славы.