В 2023 году жители села отметят юбилей: исполнится 200 лет со дня рождения его основателя, одного из известных меценатов России Александра Федоровича Раева. Именно он на свои средства построил здесь вокзал, здание которого и поныне выполняет свои функции, и это далеко не единственный след, который он оставил. К предстоящему юбилею Раева в селе готовятся основательно, и одна из главных задач — восстановить исторический облик привокзальной площади.
С этой темы и начался наш разговор с главой администрации Альшеевского района Дамиром Мустафиным.
— На привокзальной площади когда-то была церковь. После революции из нее сделали столовую, потом здание снесли. Мы хотим на этом месте поставить часовню и памятник Раеву, облагородить площадь, — пояснил он. — Однако дело упирается в то, что территория принадлежит железной дороге, и мы там ничего сделать не можем. Хотим обсудить этот вопрос с ее руководителем — он сегодня к нам приезжает, и взять добро.
Такой шанс, конечно, мы упустить не могли и помчались на вокзал. Там приезда железнодорожного начальника уже ждали представители местной власти и общественности: глава администрации сельского поселения Раевский сельсовет Михаил Тимасов, краеведы Сергей Попков и Зиля Залилова, директор местного Дома пионеров и школьников Надежда Самойлова, священник отец Сергий Присяжнюк.
— Здание вокзала построено в 1898 году, на нем есть надпись об этом. В 1904 году в Раевке проездом побывал Николай II — он ехал в Уфу, чтобы приветствовать войска. Царь принял участие в освящении места, на котором в 1909 году построили церковь, — рассказывает, пока есть время, Зиля Залилова. — Кстати, в 1900 году сюда приезжал Ленин. На хуторе у кумысника Яхъи Тукаева они с социал-демократом Владимиром Носковым обсудили создание опорного пункта газеты «Искра».
Когда закладывалась железная дорога, на средства Раева были также возведены вокзалы в Аксаково, Шафраново и Давлеканово. А в Раевке построены дома для железнодорожников на нынешних улицах Коммунистической и Вокзальной, железнодорожная амбулатория, церковно-приходская школа. Многие здания сохранились, а вот деревянную церковь в тридцатые годы снесли.
Краеведы показывают старые фотографии, которые привезли с собой на вокзал, и соотносят изображения на них с современным видом площади.
— Видите кирпичное здание? — показывает на одно из строений Зиля Залилова. — Как раз перед ним когда-то стоял храм. А еще на площади была брусчатка. Это потом поверх нее положили асфальт.
— Наши места знамениты событиями, и исторические здания хотелось бы сохранить. Если взяться за это сейчас, сможем что-то оставить потомкам, — отмечает Сергей Попков. — Вокзал и привокзальная площадь были центром событий, отсюда начала застраиваться Раевка. Церковь тоже появилась не сразу: сохранились записи, что сначала здесь был молельный дом. Все эти исторические моменты надо закрепить и передать детям. Потому что история со временем искажается: используются недостоверные источники, появляются ошибки в датах.
Сергей Попков знает, о чем говорит: он коренной житель Раевки в пятом поколении. Он даже живет в одном из исторических домов, которые построил еще Раев.
— В 1917 году мой прадед уже здесь жил, ему было 60 лет — сохранились данные переписи. Практически все родственники работали на железной дороге. Дома, которые в ту сторону идут, постройки 1907 года, — показывает он на серые двухэтажки. — Раньше они были рассчитаны на двух хозяев — в большом доме жили машинист и его помощник. Сейчас там по шесть квартир. Некоторые называют их бараками, а мы их называем царскими домами, это первые наши особняки.
Реально ли восстановить деревянную церковь, которая была у вокзала, спрашиваем краеведа.
— Точно такую же построить вряд ли получится, — разводит руками он. — А ведь у нее богатая история. Мы собрали много сведений: какие здесь служили священники, даты, цифры. Кстати, закрыли ее как раз перед каким-то христианским праздником. Прихожане уговорили батюшку провести службу в последний раз, а на следующий день его за это отправили в ссылку. В Раевке живут потомки батюшки и потомки того, кто донес на него. Мы устроили им встречу, и женщина извинялась за своего деда.
В истории Башкирии Раев оставил глубокий след. Он был очень богатым человеком — к концу жизни у него было 500 тысяч рублей золотом. Наследников, кому он мог бы это передать, у него не было, и он все вложил в благотворительность, пояснил краевед.
Очень много школ на его средства построили в Давлекановском районе. В деревне Раево появилась церковь наподобие той, которая была у него на родине — в деревне Вязовка Саратовской губернии. Только в Вязовке она была кирпичная, а здесь деревянная. Говорят, что на его деньги построена и та самая церковь в Раевке, хотя точных сведений об этом нет.
У Раева было очень интересное завещание: он вложил деньги в банки и поручил, чтобы однофамильцам до седьмого колена выплачивали проценты. Также назначил стипендию всем студентам — жителям Саратовской губернии. Но советская власть не дала этому сбыться.
— У нас большие планы, связанные с его именем. Первым делом, наверное, установим на привокзальной площади его большой портрет. Он есть только у нас, его сделало общественное движение «Местные», — поясняет Сергей Попков, показывая фото на мобильном телефоне. — Под портретом разместим QR-код со ссылкой на нашу группу в соцсети «ВКонтакте», в которой можно все о нем узнать.
Другую часть планов озвучила Надежда Самойлова:
— Мы делегацией хотим съездить в Вязовку и познакомиться с местными жителями. По завещанию он похоронен там, хотя умер в Давлекановском районе.
Тем временем на рельсовом автобусе на станцию прибыл начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев. Решив для начала какие-то производственные вопросы, он подошел к собравшейся у здания вокзала общественности.
— У нас вопрос по поводу привокзальной площади. Дело в том, что часть земли принадлежит РЖД, а мы хотели ее благоустроить, ведь это лицо нашей Раевки. Мы готовы сделать перераспределение — отдать взамен часть своей земли, если нужно, — обратился к нему Михаил Тимасов.
— Есть варианты, как это сделано, например, в Давлеканово. Любой субъект может обратиться с предложением по благоустройству территории, и мы отдадим ее в аренду. Землю РЖД арендует у государства, и ту сумму, которую платили мы, будете платить вы. Процедура уже отработана. Инициатива должна исходить от субъекта, вам нужно подготовить официальную бумагу и обратиться к нам. А далее мы запустим механизм, — ответил Вячеслав Дмитриев.
— На будущий год мы отмечаем 200-летие со дня рождения Раева, который построил эту станцию. И мы хотели бы еще бюст установить, — добавляет глава сельского поселения.
— Хорошо, сформулируйте свою официальную позицию и предложения. Направляйте на мое имя, а затем руководитель территории будет с вами взаимодействовать вместе со службой имущества, — подытожил начальник железной дороги.
В общем, есть все шансы на то, что в ближайшее время привокзальная площадь в Раевке в корне изменится. Благодаря в первую очередь жителям, которые очень любят свое село и стараются сохранить его историю.