Все новости
Cоциум
29 Мая , 11:15

Ты нужен миру

В республике реализуется проект «Наставничество»

из семейного архива Неля Хамитова с дочерью и своим подопечным.
Неля Хамитова с дочерью и своим подопечным.Фото:из семейного архива

Благодаря этой программе люди старше 24 лет могут стать старшими товарищами для воспитанников детских домов.

Сегодня мы рассказываем о жительнице Стерлитамака, которая поняла: она может стать другом подростку из детского дома. Знакомьтесь: Неля Хамитова, лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов, историк, педагог, психолог, воспитатель, краевед, счастливая жена и мама взрослой дочери. А теперь она еще и наставник 14-летнего Азамата.

— Неля, расскажите, когда вы почувствовали в себе уверенность, что можете быть наставником?

— В студенческие годы я работала в Доме ребенка нянечкой. Видимо, во мне увидели ответственного человека — разрешили брать на выходные трехлетнюю девочку. Я прекрасно помню Лейсан, сейчас ей уже 25. Мы не общаемся: ее в свое время удочерили и увезли в деревню. Мы с родителями хотели ее взять, готовили документы, но нам отказали из-за возраста: мне было всего 20, а моих родителей посчитали пожилыми. Расставаться было тяжело и мне, и Лейсан. В этом смысле наставничество имеет свои преимущества: взрослый и подопечный сразу знают, что они просто друзья. Именно поэтому маленьких детей наставникам не дают, только подростков 12 — 18 лет: малыши видят в наставнике не друга, а маму.

— Сориентируйте неравнодушных взрослых как психолог: чем они могут быть полезны воспитанникам детских домов?

— Подарки любят все, но это не главное. У детских домов обычно есть спонсоры, и ребята подарками не обделены. Кстати, наставникам и не разрешается тратить на подопечных большие деньги. Детям гораздо важнее доверительно общаться, разговаривать по душам, ходить в гости. Я замечаю, какой Азамат чуткий: он знает, что я не миллионер, и, если мы идем в кафе, заказывает самые простые, недорогие блюда. На его день рождения мы с дочкой подарили ему праздник: накрыли стол, приготовили салаты, купили торт, позвали гостей, играли в настольные игры. Он немного стеснялся, но выглядел счастливым. Для подростков важно быть значимыми, поэтому, например, осенью я предложила Азамату помочь нам копать картошку. Он охотно согласился. Конечно, мы бы и сами справились, но вместе поработать, снять веселое видео, а потом вместе попить чаю — это особенная радость и ценный опыт. Я считаю, в наставничество не нужно идти людям жестким. А те, кто любит детей, смогут сделать их добрее и счастливее.

— Какие таланты вашего воспитанника особенно радуют?

— Азамат умело работает по дереву, старательно выжигает. В прошлом году смастерил мне на день рождения и на Новый год подарки — деревянные скалку и дощечку с изображением сердечка, а в открытке написал четверостишие собственного сочинения. Он хочет стать автомехаником, а я его вдохновляю еще и на то, чтобы он всерьез занимался спортом: он боксер, имеет юношеский разряд, ездит на соревнования и занимает призовые места.

— Чему вы хотите научить Азамата?

— Родословную со стороны своего папы я знаю с 1860 года, и Азамата тоже приобщаю к изучению истории его семьи: хочу, чтобы он вырос с чувством уважения к пожилым, к женщине, к матери. Согласитесь, раньше уважение к старшим, любовь к Родине и бережное отношение к природе воспитывались самим укладом жизни. Сейчас мы должны уделять этому больше внимания. Человеческие отношения особенно важны. У моего подопечного два старших брата. Один после детского дома поступил в училище.

Мой муж и дочка в моем желании стать наставником меня поддерживают. Мы можем поделиться с ребятами из детских домов жизненным опытом. Они могут обсудить с нами то, что их волнует. И понять, что они нужны этому миру.

г. Стерлитамак.

P.S. В Стерлитамаке проект «Наставничество» курирует Алия Гиманова. С ней можно связаться по телефону: 8-987-250-03-06.

Автор:Екатерина ЯКОВЛЕВА
Читайте нас в