«Собачья» тема в последнее время не сходит со страниц изданий и не уходит из соцсетей. Мнения высказываются самые разные: одни предлагают бездомных собак, как раньше, отстреливать, другие считают, что им, наоборот, нужно помочь выжить. Кроме того, раздаются призывы ввести обязательное чипирование и регистрацию животных, чтобы в случае чего можно было найти владельцев и наказать их.
Свои пути решения собачьего вопроса предложили на пресс-конференции представители недавно созданной региональной общественной организации зоозащитников «За жизнь».
Ситуацию с собаками в республике прояснил в начале разговора начальник отдела госнадзора в области обращения с животными Управления ветеринарии РБ Линар Зиганшин.
— В стране в отношении бездомных собак действует единый механизм: отлов — стерилизация — возврат в прежние места обитания. Это подразумевает, что все животные, которых помещают в приют, находятся там не на постоянной основе.
Через определенный промежуток времени они возвращаются в прежнюю среду обитания. Однако это имеет свои последствия: растет число сообщений о нападении собак, которые уже прошли все положенные процедуры, — отметил он.
Еще один момент, который не учитывает действующий закон об ответственном обращении с животными: собаку, которая получила бирку, нельзя отлавливать повторно. Но ведь та же прививка от бешенства, которую делают отловленным животным, действует только год. Как делать прививки бездомным собакам потом?
— Сейчас Госдума рассматривает предложения по внесению в закон изменений. Одно из них — безвозвратный отлов. То есть животных не будут возвращать в прежние места обитания, а будут содержать в приютах. Это обеспечит безопасность граждан и предотвратит распространение заболеваний, — пояснил Линар Зиганшин.
Однако тут встает другой вопрос: если безвозвратный отлов узаконят, куда будут помещать собак и на какие средства содержать?
— Вопрос о строительстве приютов для животных на федеральном уровне пока не решен, идет его проработка. Создание приютов должно финансироваться на федеральном уровне. Рассматриваются также варианты государственно-частного и муниципально-частного партнерства, — сообщил представитель ветеринарного ведомства.
На данный момент в республике бездомными собаками занимаются 30 предприятий. Некоторые делают это не первый год, но и к ним есть вопросы. Идеального приюта, соответствующего абсолютно всем требованиям, в регионе нет. Да и в целом по стране их единицы, посетовал Линар Зиганшин.
Строительство приютов — это большие затраты, поэтому в республике решили переформатировать существующие. Из предложенных вариантов были выбраны шесть помещений, где можно создать межмуниципальные приюты. Но деньги на это не заложены, а ведь речь идет о крупных суммах — 145 — 150 тысячах рублей на одно собако-место. При этом псов нужно еще содержать. Пока этот вопрос не решен на уровне Федерации, он не будет решен и в регионе, отметил руководитель отдела.
На внесение изменений в закон в пользу безвозвратного отлова надеются и представители общественной организации «За жизнь».
— Мы планируем сделать хорошую, большую территорию, где собаки будут содержаться по всем правилам, где для них будут созданы все условия. Это место будет образцом добросовестного отношения к животным. Оно будет открыто для всех. Зоозащитники смогут приезжать туда и помогать в уходе за собаками. Туда также будут пускать всех, кто хочет пообщаться с животными, погулять с ними и, возможно, забрать домой, — сообщила председатель совета организации Айсылу Гизатуллина.
Сейчас, по результатам опросов, почти 90 процентов людей, желающих завести собаку, не планируют обращаться за ней в приют. Возможно, новый формат поможет изменить менталитет. По словам председателя организации Анастасии Лушниковой, этому будет способствовать то, что собаки в этом приюте будут ухоженными, красивыми и совсем не похожими на уличных.
— Мы не благотворительный фонд, который собирает деньги, чтобы построить приют. Мы будем все-таки надеяться на поддержку государства. Возможно, будут гранты, спонсорская помощь, краудфандинговая платформа, — пояснила Айсылу Гизатуллина. — Но постоянно жить на гранты и пожертвования невозможно. Должен быть свой продукт, который будет обеспечивать постоянный доход. Мы этот вопрос продумывали, один из вариантов — организация производства кормов для животных.
Где будет находиться «большая территория», осталось за кадром.
— Есть место, где мы планируем это сделать, сейчас ведем работу в этом направлении, — уклончиво ответила она. — «Город собак» — это планомерная и не быстрая работа.
Хватит ли команде проекта опыта, чтобы все это организовать, посещали ли члены организации приюты, сотрудничают ли с уже работающими в городе зоозащитниками? Ответы на эти вопросы тоже были не совсем внятными.
— Ну приюты мы посещали. Мы неравнодушно относимся к теме защиты животных, — ответила Айсылу Гизатуллина. — У меня есть своя общественная организация, опыт реализации проектов по культуре, экологии. У меня налажены контакты с руководителем приюта из Питера, которая занимается бездомными животными уже 14 лет. Есть подруга-зоозащитница в Уфе, ее зовут Ирина.
Что касается проекта «Города собак», то его, собственно, пока нет. Единственное, что известно, — это будет не маленький приют на триста собак, а нечто большее.
— У нас в республике общественники и зоозащитники как минимум три раза выходили с этой инициативой, есть наработки и проработки, — подчеркнула Айсылу Гизатуллина.
Добавим, что «За жизнь» создана совсем недавно — 6 апреля 2022 года. По словам ее членов, в ближайшее время появится группа организации в соцсети «ВКонтакте» или канал в телеграме.
Другое направление, по которому планируется начать работу в ближайшие два-три месяца, — это перепись собак, у которых есть владельцы.
— Численность бездомных собак растет по вине граждан, которые выбрасывают животных. А законных оснований для привлечения их к ответственности нет. Механизм учета и регистрации собак отсутствует, и определить владельца зачастую невозможно, — пояснил Линар Зиганшин.
Начать организация планирует с создания местных отделений во всех городах и районах.
— Волонтеры будут проводить работу по выявлению владельческих животных, которых невозможно идентифицировать по отношению к хозяину, — отметила Анастасия Лушникова. — Примером может стать Казань, мэр которой в августе прошлого года предложил провести собачью перепись. Мы считаем эту инициативу своевременной. Такая работа даст нам возможность наладить контакт с населением. Мы также планируем запустить информационную кампанию с призывом чипировать и регистрировать животных. Для этого собираемся принять участие в грантовом конкурсе.
— В 99 процентах случаев на людей нападают владельческие собаки, в частности, те, которые живут на придомовой территории. По опросам, почти половина из них находится на бесконтрольном самовыгуле, — отметила Айсылу Гизатуллина. — Кроме того, паспортизация защитит животных от недобросовестных владельцев в случае, если их выбросят. В той же Германии, например, все собаки имеют паспорта.
Так что, получается, волонтеры начнут ходить по домам?
— Члены местных отделений будут выявлять владельческих животных и общаться с их хозяевами — собирать информацию о чипировании, стерилизации и вакцинации собак, — пояснила председатель совета организации.
— Законодательное закрепление идентификации животных, ведение единой базы собак — одно из основных предложений, — поддержал общественницу Линар Зиганшин. — Пока мы не начнем привлекать к ответственности нерадивых владельцев, мы не сможем оборвать ручейки, которые втекают в реку безнадзорных животных. Необходимо также повысить штрафы за самовыгул — сейчас они минимальные.
Между тем
В школах и вузах республики при поддержке министерства образования и Общественной палаты РБ планируется запустить «Уроки доброты».
Они будут включены в программу обучения и направлены на воспитание у детей и молодежи гуманного отношения к животным. Это позволит постепенно изменить менталитет в обществе, которому до цивилизованного обращения с братьями нашими меньшими пока далеко.