Слова залихватской песенки из культовой советской кинокомедии «Кавказская пленница» приходят на ум всякий раз, когда, то затухая, то вновь разгораясь, возникают споры о многоженстве. Помнится, в конце 1990-х годов очередную дискуссию инициировала депутат регионального парламента (замечу — женщина!), которая призвала внести изменения в Семейный кодекс и прописать в нем возможность мужчинам иметь несколько жен и детей от них. Тогда общественность посмеялась над этой законодательной инициативой апологета полигамии и на время забыла об этом.
Нынешняя реальность преподносит множество фактов, свидетельствующих о том, как кардинально изменилась ситуация в сфере семейно-бытовых отношений. Кстати, еще основоположники марксизма, влиятельнейшей политико-экономической и социально-философской доктрины, отмечали неустойчивость и изменчивость традиционной семьи. В книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», которая входила в обязательный перечень литературы даже для средней школы, можно прочесть, что «моногамная семья — лишь определенный этап в ходе человеческого развития, который обязательно будет преодолен».
Поневоле приходится признать правоту Энгельса: произошла радикальная трансформация теории и практики семейно-брачных отношений. Как отмечает официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, «по всему свету узакониваются десятки, да что там — до сотни гендеров, принимаются законы, вторгающиеся в самую суть человеческого существа…». К примеру, гражданам предлагается выбрать для себя вариант из 58 (!) гендеров, включая «трансмаскулинный» (т. е. переходный от мужского пола к женскому), отрицающий, таким образом, систему двух полов. В некоторых странах кроме привычно обозначенных объектов типа «М» и «Ж» появилась и третья кабинка — для страждущих облегчиться «промежуточных» граждан. Уже в 44 странах мира разрешены и регистрируются однополые браки. А в июне 2017 года в Колумбии впервые в мире зарегистрирован официальный брак между тремя (!) мужчинами.
Могли ли мы каких-нибудь 15 — 20 лет назад предположить, что аббревиатура ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры) будет употребляться официально на вполне законных основаниях? Даже в страшном сне такое не могло привидеться! А сейчас ничего — ухо привыкло!
И вот в этих реалиях целесообразно, наверное, вернуться к теме многоженства, попробовать разобраться, что же является питательной почвой для существования этого феномена? Для начала попробуем определиться с понятием брака и семьи.
Есть ли иные варианты оптимизации семейно-брачных отношений и решения через них демографических проблем? Что же такое институт брака? Что необходимо предпринять для преодоления кризиса этого института?
Согласно всем словарям, брак (производное от глагола «брать») или брачный союз, супружество, — один из старейших общественных институтов, который упорядочивает межличностные и сексуальные отношения, признаваемый обществом союз между супругами с целью создания семьи, который порождает взаимные права и обязанности брачной пары. Конкретные принципы регулирования брака зависят от исторической эпохи, стадии социального развития, преобладания определенных религиозных верований и культурных стереотипов.
Каждой экономической формации соответствует определенная структура семьи и брака. Когда экономика была по преимуществу аграрной, основной ячейкой общества была патриархальная расширенная семья: отцы, дети и внуки, братья и сестры жили под одной крышей. Так было удобнее — один человек поле не вспашет. С индустриализацией люди стали переезжать в города. Работу на фабрике давали конкретному человеку, а не всей семье сразу. Квартиры же были слишком маленькие и не вмещали всех родственников. Жизнь в городе и работа на заводе способствовали становлению нуклеарной семьи («папа — мама — я» ) в качестве наиболее распространенной формы. Она сохраняется и сейчас, несмотря на очевидный ее кризис.
Условия жизни меняются. Человек — создание хрупкое, и в любой момент семейный союз может развалиться, что прямо влияет на рождаемость. Разводы становятся проблемой из проблем. Так, в 2021 году в республике на 100 браков пришлось 76 разводов! В том же году 23 036 пар зарегистрировали свой брак, расторгли его 16 704 пары. А в 2020-м было 26 802 регистрации и 14 572 расторжения. Статистика, сами понимаете, оптимизма не вызывает.
Известный американский ученый-антрополог Филип Килбрайд в своей сенсационной книге «Многоженство в наши дни» (2002 г.) серьезно рассматривает полигамию как лекарство от многих социальных болезней общества. Он утверждает, что многоженство может во многих случаях быть потенциальной альтернативой разводу, способной предотвратить отрицательное воздействие последнего на детей. Ведь в случае развода вряд ли бывшие супруги тут же бросятся в новый омут брака: обжегшись на молоке, дуют на воду, гласит народная мудрость. А если жены две — может, до развода бы не дошло? Пусть рядышком уживаются две жены, естественно, при соблюдении всех необходимых требований и условий — экономических, финансовых, жилищных, репродуктивных, воспитательных. Об этом и пойдет речь ниже.
Вопрос бесплодия — острая проблема в целом для страны, с этой бедой сталкиваются от 10 до 20 процентов супружеских пар. Многоженство в таких семьях поможет решить вопросы демографии.
В сентябре 2021 года правительство Башкирии утвердило дорожную карту мероприятий по увеличению численности населения республики на 2021 — 2026 годы. Чтобы повысить рождаемость, планируется проводить бесплатные медицинские осмотры граждан, желающих завести детей, совершенствовать психологическое доабортное консультирование в женских консультациях, проводить интерактивные мероприятия в школах и колледжах по формированию принципов безопасного и ответственного секса, совершенствовать деятельность роддомов по отношению к беременным и роженицам. Также планируется внедрить в школы программу «Семьеведение».
Перечисленные меры едва ли улучшат ситуацию. Согласно научному докладу Института народнохозяйственного планирования РАН «Сбережение населения России: проблемы, задачи, пути решения», опубликованному в марте 2022 года, к 2030 году численность населения страны с нынешних 146,2 млн человек уменьшится до 144,8 млн! Для того чтобы она росла, необходимо, чтобы в семье рождалось как минимум трое детей. И проблему депопуляции населения нам не решить, если не прибегнуть к нетривиальным способам.
Наконец, существует и такой объективный фактор: женщин в нашей стране больше, чем мужчин. Так, согласно данным Росстата, в 2021 году на одну тысячу мужчин приходилось 1 154 женщины. Как, спрашивается, быть «лишним» представительницам прекрасного пола? Тут бы и выручило многоженство.
С научной точки зрения многоженство зародилось еще в далекой древности. Полигамный брак обу-словливался биологическими и социальными факторами. Ислам также допускает многоженство, однако с определенными условиями. Коран ограничивает максимальное количество жен четырьмя при условии строгого соблюдения принципа справедливого отношения к женам и равноправия между ними. При этом не следует думать, что Коран поощряет многоженство или рассматривает его как идеал: он допускает или позволяет многоженство, но не более того. У некоторых этносов это было вызвано проблемой продолжения рода, а есть страны, где многоженство распространено на вполне законных основаниях и является мерилом богатства и высокого социального статуса.
Тут можно выделить один тренд, игнорировать который нельзя: происходит постепенная, но неотвратимая исламизация многих стран. Так, в Германии, например, насчитывается более 5 млн турков с немецкими паспортами. Во Франции целыми анклавами живут выходцы из Северной Африки мусульманского вероисповедания. Несколько лет назад вышла книга Елены Чудиновой под примечательным названием — «Мечеть Парижской Богоматери». А недавно глава совета муфтиев России Равиль Гайнутдин предсказал, что доля мусульман в населении страны в течение 15 лет вырастет до тридцати процентов!
Один мой товарищ рассказывал: в Нижнем Новгороде, где он какое-то время работал, в одном из районов проживала большая колония выходцев из одной ныне суверенной мусульманской страны. Они выкупали несколько квартир рядом, брали в жены местных дам, а спустя время привозили с родины официальную жену с детьми. Вторая «жена», разумеется, обходилась без штампа в паспорте, что абсолютно не мешало их мирному сосуществованию.
Автор этой публикации лично является свидетелем подобного многоженства. В коттеджном поселке под Уфой работает бригада узбекских строителей, которые уже лет 20 приезжают туда на сезонные работы. Люди они по преимуществу семейные, у каждого дома по три-четыре ребенка, но никто из них не прочь обзавестись и российской семьей. Женятся! И рожают детей.
Вспомним дореволюционную историю нашего края, когда состоятельные башкиры и татары брали вторую жену. Классический пример — повесть нашего классика Мустая Карима «Долгое, долгое детство». В числе персонажей повести — Старшая Мать и Младшая Мать, которая и родила Мустафу Каримова.
Хотим мы того или нет, но в проблеме многоженства есть еще один немаловажный аспект. Связан он с глубинными биологическими и психофизиологическими аспектами мужского пола: мужчина, хотя он и Homo sapiens, то есть человек разумный, по мнению серьезных ученых, является существом полигамным от природы.
Капитальный труд одного из известнейших приматологов мира Франса де Вааля «Наша внутренняя обезьяна. Двойственная природа человека» посвящен эволюционным истокам человеческой натуры, ее двойственности и биологическим корням. Ученый рассматривает четыре ключевые стороны мужской природы — стремление к власти, потребность к сексу с возможно большим количеством женщин, склонность к актам насилия и, как ни парадоксально, проявлениям доброты. И все эти характеристики сочетаются в человеке как социальном животном, дополняют друг друга, будучи одинаково важными для эволюции вида и для выживания цивилизации в целом.
С этой точки зрения наличие второй жены, полагаю, будет способствовать отвлечению мужчин от прелюбодеяния, убережет от соблазна сходить налево.
21 июля 1999 года, будучи президентом Ингушетии, Руслан Аушев официально узаконил в республике многоженство. Через год Верховный Суд Российской Федерации отменил его указ, так как он противоречил Семейному кодексу РФ. Однако и до, и после инициативы Аушева споры о легализации многоженства в России не утихают. По закону, сегодня мужчина не может иметь несколько жен, но на практике получается совсем иначе. Многие женщины, зная о существовании у своего избранника законной супруги, все-таки продолжают поддерживать с ним отношения, рожают детей. Более того, внебрачные малыши имеют точно такие же права, как и рожденные в законном браке. Получается, что многоженство в России все-таки существует.
Дискуссия, таким образом, продолжается. Завершая статью, посвященную такой неоднозначной теме, хотелось бы заметить: вместо того чтобы безоговорочно осуждать адептов многоженства, мудрее будет всесторонне проанализировать, имеет ли право на жизнь одна из форм семейно-брачных отношений. Эта практика существовала на протяжении всей истории человечества, и неправильно судить о ней, опираясь лишь на современные нормы морали и личное предубеждение.
Алим АХМАДЕЕВ, доктор философских наук, профессор.
От редакции. Скажем сразу, статья вызвала неоднозначную реакцию и множество споров еще до того, как была опубликована. Мнения сотрудников газеты разделились: одни выступили резко против, другие заявили, что многоженство может решить многие проблемы и вполне имеет право на жизнь. А что думаете по этому поводу вы? Приглашаем к обсуждению.
Ждем откликов по адресу [email protected] с пометкой «Обсуждение».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Раиль АСАДУЛЛИН, председатель комитета Госсобрания Башкирии, педагог:
— Этот вопрос меня просто ошеломил.
Не могу представить себя в его контексте, мою семью, жену, детей — просто теряюсь. Как можно разделить любовь на троих, четверых и т. д., родить с каждой детей? Это в моей голове вообще не укладывается. Как можно искренне любить двух и более жен?! Это чисто эмоциональная оценка.
А если смотреть на вопрос с рациональной точки зрения, то вижу, что у Рамзана Кадырова такие мысли возникают, у других известных людей. Но считаю, это их личная точка зрения. И не нужно сегодня, в цивилизованном XXI веке, выносить такие свои убеждения на общественное обсуждение. Лучше держать эти мысли при себе, потому что они у многих людей даже на подсознательном уровне вызывают отторжение. Есть масса других очень интересных тем, которые волнуют наше население. Поэтому, думаю, для многих россиян эта тема неактуальна.
Мне кажется, об этом в нашей республике даже говорить не нужно.
Возможно, кто-то вспомнит историю, скажет, что нужно придерживаться традиций старших поколений.
Да, современные люди и молодежь должны знать их и уважать, но это вовсе не означает, что нужно им следовать. По Конституции РФ, муж и жена равноправны. А в таком браке мужчина, получается, имеет в два и в три раза больше прав на любовь, семейную жизнь, чем женщины — его жены. Это прямое нарушение Конституции.
Рустем ШАЙАХМЕТОВ, председатель общественной организации «Содружество многодетных семей Башкортостана»:
— Сто лет назад это могло быть актуально, тогда было нормой. Сегодня не вижу этой проблемы в нашей стране и в Башкирии. Потому что, во-первых, многоженство запрещено законом. Официально двоеженец вне закона. Во-вторых, современные женщины не готовы с кем-то делить мужчину.
Думаю, вряд ли на предложение: «Стань моей второй женой!» девушка радостно побежит собирать вещи.
И сразу возникает вопрос: может, и многомужество должно быть? Чисто гипотетически.
Вопрос еще и в том, что сам институт брака сильно изменился. И регистрация — штамп в паспорте — сегодня не является предопределяющим.
Больше отношения переходят в неформальные.
Если же, конечно, решение принимается против воли женщины, по воле родителей (как на Кавказе) — это недопустимо. Здесь государство должно вмешиваться.
Я знаю много искренне верующих мусульманских семей, но тенденции к многоженству в них нет.
Больше это относится к морали и мировоззрению человека. Такие браки возможны, только если такое положение всех устраивает, но не вижу, что женщины с этим согласны. По мнению общества, это отклонение от нормы со всеми вытекающими последствиями. Есть понятие «садомазохизм».
Кому-то нравится быть униженным.
Мир, конечно, изменился. Если раньше за сожительство могли наказать, то сейчас этого нет. Сейчас проблема — чтобы вообще семью создали и сохранили. Мы видим большое количество расторгнутых браков. Мужчина бежит от семьи, не платит алименты.
Супруги не могут сохранить семью, любовь и счастье.
Подготовила Айгуль НУРГАЛЕЕВА.