Все новости
Cоциум
18 Октября 2021, 13:15

Если бы Горбачёв не попал в пробку в Уфе

«За кадром» скрывается самое интересное — об этом книга строителя Минираиса Усманова

Если бы Горбачёв не попал 	в пробку в Уфе
Если бы Горбачёв не попал в пробку в Уфе

Чтобы написать книгу, тем более документальную автобиографическую, мало напрячь волю и усадить себя за стол.

Надо еще — и это даже важнее — обладать определенным мужеством. Говорю к тому, что чем выше человек в чиновничьей вертикали, тем больше закрывается от общества, избегает встреч с журналистами, у него прямо-таки аллергия на гласность.

А тут обратный пример. Автор неожиданной по степени искренности и открытости книги «Личность начинается с самоотдачи» Минираис Марванович Усманов — строитель с молодых лет. Руководил крупными трестами, возглавлял главк, стал заместителем премьер-министра — министром по строительству, дорожному хозяйству и архитектуре РБ.

Много строил. Конечно, кто, как не он, знает всю «закулису» строительного мира: как принимались самые важные, зачастую неординарные решения, как и по чьей воле вбивались «первые колышки», какова цена трудовых рекордов, которые населению подавались не иначе как подвиг под «партийным руководством».

Книга «Личность начинается с самоотдачи» не столько документальная повесть об известном строителе и удивительном по самоотдаче человеке Усманове, сколько о секрете той эпохи, когда Башкирия смогла заявить о себе на просторах России как лидер промышленного роста. Благодаря таким людям, как Минираис Марванович, на каждой стройплощадке совершалось — более подходящего слова не найти — чудо. Сверх плана, сверх ожиданий, сверх человеческих возможностей. Как олимпийские рекорды. Книга издана по настоянию Усманова и при содействии журналистов нашей газеты для того, чтобы события и их участники, остававшиеся до этого «за кадром», увидели свет. Честно говоря, от страницы к странице у читателя, далекого от коридоров власти и «тайных» взаимоотношений экономики с политикой, будет крепнуть убеждение, что Башкирии-Башкортостану в какой-то перестроечный момент истории небеса отказали в удаче. Регион был в везунчиках, и вдруг судьба отвернулась от него. Вот, например, проспект Салавата Юлаева. Думаете, он родился в результате тщательного градостроительного планирования, демографических расчетов, мозгового напряжения команды профессионалов? Нет. В результате несчастья. Вот фрагмент из книги Усманова.

В ночь с 3 на 4 июня 1989 года на территории Башкирии, под Улу-Теляком, произошла крупнейшая за всю историю страны железнодорожная катастрофа. Взорвались два пассажирских поезда «Адлер — Новосибирск» и «Новосибирск — Адлер», сошедшиеся на 1425-м километре. Дорогу в том районе пересекал газопровод высокого давления, произошла его разгерметизация, местность была сильно загазована, и хватило искры или брошенного из окна поезда окурка, чтобы случился взрыв. Несколько вагонов сгорели, остальные разбросало по обе стороны железнодорожного полотна. Погибли 575 человек, по другим данным — 645, среди них 181 — дети, ранено было более 600.

Четвертого июня в Башкирию прилетели генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев и председатель Совета Министров СССР Николай Иванович Рыжков. Побывав на месте аварии, они воочию увидели и оценили масштабы трагедии.

А вечером при передвижении по Уфе правительственные машины попали в пробку на улице Воровского, перед мостом через Белую. Построенный в 1953 году, он уже давно не справлялся с транспортным потоком миллионного города. Сам этот случай заставил руководителей республики и государства заговорить о проблеме. И вопрос о строительстве нового моста решился буквально на ходу. Было срочно открыто целевое финансирование, началось проектирование объекта.
В общем, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Спустя три года, 6 ноября 1992-го, новый мост с пятью полосами движения был пущен в эксплуатацию. Почетная миссия открыть его досталась Минираису Марвановичу, к тому времени уже заместителю председателя Совета Министров Республики Башкортостан.

Мост сдали, а ехать после него было некуда. Пока в скоростном режиме шло строительство, не предпринималось никаких действий по развитию городских дорог, начинавшихся за мостом. И когда значительно увеличившийся поток машин хлынул с пяти полос все в то же узкое горлышко улицы Воровского, случился настоящий коллапс. Вставшая во весь рост проблема требовала неотложных, а главное, неординарных мер.

Трудно было представить себе осуществление этой идеи, сошедшей, как озарение. Один снос частного жилья чего стоил! Ведь территория, где должна была пролегать магистраль, находилась под плотной застройкой, такой же, какая существует сегодня с правой стороны проспекта Салавата Юлаева. А время-то какое — начало 90-х, безденежье, неопределенность. Но другого выхода у нас не было.

После тщательного обсуждения вариантов проекта приняли тот, который воплощен в нынешнем проспекте Салавата Юлаева.

Или, например, полная драматизма история создания Фонда жилищного строительства РБ и его незаслуженного постепенного угасания. Приводим фрагмент из книги.

За первые два года деятельности Фонда было освоено 1 млрд 486,76 млн рублей капиталовложений, реализовано 5794 квартиры, а за счет продажи привлечено 282,2 млн рублей средств населения. В этот период 641 квартира ушла по программе государственного социального жилья: 246 — переселенцам из ветхих домов, 265 — военным, 53 — чернобыльцам, 87 — для расселения людей с территории, отведенной под строительство скоростной автомагистрали в Уфе. Городам и районам для формирования муниципального жилфонда было передано 749 квартир на 148,67 млн рублей.

Жизнь показала, что решение о создании ГУП «ФЖС РБ» было правильным. Смотрите, сколько в связи с этим появилось плюсов. Во-первых, после десятилетнего застоя началось движение в области социального жилья. Во-вторых, началось расселение по госпрограммам — военных, участников ликвидации чернобыльской аварии и так далее. В-третьих, найдено решение по освобождению от частного жилого сектора трассы, ставшей потом проспектом Салавата Юлаева. В-четвертых, тысячи, а точнее, почти шесть тысяч граждан смогли приобрести жилье по приемлемой схеме. Наконец, были обеспечены работой строительные организации, всколыхнулся строительный комплекс. Появился рынок жилья, и это дало толчок коммерческому строительству.

К сожалению, со временем Фонд стал сдавать свои позиции, и на то были причины. В начале 2000-х часть средств, предназначенных Фонду, была перенаправлена в «Башкредитбанк», который тогда везде и всюду рекламировали как «сугубо башкирский». Он был создан в 1993 году с целью поддержки республиканских организаций путем слияния нескольких существующих на территории республики банков, в том числе «Промстройбанка». В уставный капитал кроме средств этих банков были переданы недоимки крупных предприятий, в управление отданы государственные доли многих организаций республики. Но президенту новой финансовой структуры господину Курманаеву Азату Талгатовичу этого показалось мало, и он добился, чтобы канал средств, предназначенных для ГУП «ФЖС РБ», также был отведен в сторону его банка.

Дальнейшая судьба «Башкредитбанка» всем известна — он так и не стал «сугубо башкирским», несмотря на вложенные сюда огромные деньги республики. В преобразованном из него ПАО «Банк «Уралсиб» Башкортостан никаких долей не имеет.

И таких историй много: в масштабах отдельных городов Белорецк, Стерлитамак, Салават, Мелеуз.

Несмотря на карьерный рост, Усманов оставался, как теперь говорят, по гамбургскому счету, прорабом-производственником: и на должности начальника главка, и будучи вице-премьером правительства. Старался отделять по мере сил экономику от политических дрязг. И не запятнал свою честь. Редкий случай, согласитесь.

Уйдя из правительства на пенсию, он не ушел из строительства: создал свою фирму, нашел в родной отрасли свою нишу, и опять его сопровождает трудовой успех. Он истинный прораб.

— От рождения во мне живет внутренний цензор, — признается на третьей странице книги Минираис Марванович. — Этот неусыпный «воспитатель» многое мне не позволял и не позволяет до сих пор. Не позволяет быть непунктуальным, необязательным, не позволяет опаздывать на работу, на запланированные встречи, откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, быть непрофессионалом в своем деле. Не позволяет «душе лениться» и не замечать людей с их проблемами. Но тот же цензор и требует — ох, чего только он не требует! Например, ежедневно обливаться по утрам холодной водой и ходить пешком по этажам, когда наша фирма сдает очередной высотный дом.

Фотографии из открытых источников.

Если бы Горбачёв не попал 	в пробку в Уфе
Если бы Горбачёв не попал 	в пробку в Уфе
Если бы Горбачёв не попал в пробку в Уфе
Автор:Ринат Файзрахманов
Читайте нас: