Все новости
Cоциум
18 Декабря 2020, 10:45

Урок человеческой мудрости

Ушёл из жизни старейший нефтепроводчик республики

В декабре 2020 года не стало Шауката Нурлигаяновича Ахатова — старейшего нефтепроводчика, отдавшего трубопроводному транспорту более 60 лет. Тринадцать из них, вплоть до выхода на пенсию, он возглавлял Управление Урало-Сибирскими магистральными нефтепроводами (сегодня это АО «Транснефть — Урал») и в памяти многих остался не просто грамотным руководителем — его уважали и ценили за человеческие качества, к его слову прислушивались. Боль этой потери, признаются на предприятии, почувствовали все, кому посчастливилось работать с ним и общаться потом, когда он уже находился на заслуженном отдыхе.
Шаукату Нурлигаяновичу было 98 лет.
Шаукат Ахатов был из тех людей, кто умел находить счастье в работе. Пусть сегодня это звучит не очень-то современно, но ощущение полноты жизни ему давали масштаб и сложность задач, выполнение которых требовало предельного напряжения сил, и он не однажды говорил, что благодарен собственной профессии: она не позволяла ему сидеть без дела ни дня.
Трудовую закалку Шаукат Ахатов получил в самом раннем возрасте. Шел 1930-й год, семье жилось очень трудно, и роль единственного добытчика и кормильца пришлось взять на себя восьмилетнему Шаукату. Днем он ходил в школу, а ночами разгружал на мельнице мешки с мукой. На уроках, случалось, засыпал от усталости. Тем не менее школу он окончил, имея пятерки по всем предметам, столь же блестяще учился на нефтяном рабфаке в Грозном, а потом и в Московском нефтяном институте имени Губкина, откуда вышел с красным дипломом. Говорил, что привычка во всем стремиться к наивысшему результату осталась у него с детства, хоть и расстаться с ним пришлось слишком рано.
Будучи родом из Илишевского района, молодой инженер-механик по транспорту нефти получил направление в Уфу, в нефтяной научно-исследовательский институт. К тому времени он уже успел поработать на строящемся нефтепроводе Туймазы — Уфа: во время студенческой практики как инженер по технадзору все лето объезжал магистраль и влюбился в профессию нефтепроводчика. Еще тогда толкового парня приметил легендарный Давыд Александрович Черняев, в то время директор Башкирского товарно-транспортного управления (так предприятие именовалось в 1948 — 1953 годах). Под его руководством Ахатов начал работать в 1952 году, став начальником производственно-технического отдела. С этого момента строительство, расширение и реконструкция практически всех нефтепроводов в зоне ответственности предприятия велись при его непосредственном участии.
В 1964 году Ахатов стал главным инженером Урало-Сибирского нефтепроводного управления, в 1970-м возглавил его. Для предприятия это был период грандиозных строек: система магистральных трубопроводов Урала и Сибири росла невиданными темпами. Самый сложный экзамен, как считал сам Шаукат Нурлигаянович, он выдержал, сдав в строй трубопровод Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск. По масштабу и сложности технических решений проект оставлял позади все, что строилось ранее: протяженность магистрали составляла 1812 км, диаметр трубопровода — 1220 мм, и тянуть его предстояло через горы, реки и непроходимые болота. Ход строительства курировал лично председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, в проекте были задействованы десятки подрядных организаций, поставщики оборудования и спецматериалов. Несмотря на все трудности, нефтепровод был сдан в эксплуатацию досрочно, госкомиссия дала ему высокую оценку, а начальнику управления вручили орден Ленина. Несколько лет спустя такими же ударными темпами был возведен и второй аналогичный нефтепровод Нижневартовск — Курган — Куйбышев.
Еще одним прорывом Шауката Ахатова — уже на научной стезе — стала технология последовательной перекачки разных сортов нефти по одному трубопроводу. Его идея многим казалась неосуществимой, однако Ахатов, взяв в союзники ученых Башгосуниверситета, нашел-таки способ пропускать обессоленную нефть вслед за сырой, не тратя силы на строительство отдельного трубопровода. Эта разработка принесла автору степень кандидата технических наук и не осталась единственной: экономический эффект от внедрения рационализаторских инициатив Ахатова и его команды на предприятии оценивают в миллионы рублей в деньгах того времени. Выйдя в 1983 году на пенсию, свой потенциал ученого-разработчика он отдал кафедре транспорта и хранения нефти и газа Уфимского нефтяного института, где преподавал в течение 12 лет.
Шаукат Ахатов всегда говорил, что прожил счастливую жизнь. Это счастье, конечно, давала ему не только работа. Шаукату Нурлигаяновичу повезло встретить жену, которая стала для него лучшим другом и ангелом-хранителем. С Раузой Абдулловной они отпраздновали бриллиантовую свадьбу, вырастили двоих детей, успели порадоваться успехам внуков. И до самого последнего дня Шаукат Нурлигаянович продолжал интересоваться делами родного предприятия: поддерживал связь с коллегами, общался с младшим поколением нефтепроводчиков. Вкус настоящего счастья, любил повторять он, познал не тот, кому судьба все преподносила на блюдечке, а тот, кто пусть через «не могу», но сумел победить, встать выше обстоятельств. Этот урок истинной мудрости останется лучшей памятью о замечательном человеке Шаукате Нурлигаяновиче Ахатове.
Шаукат Ахатов — начальник Урало-Сибирского нефтепроводного управления с 1970 по 1983 год. Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», награжден медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «За освоение целинных земель». Заслуженный нефтяник Башкирской АССР, почетный нефтяник СССР, лауреат премии Совета министров СССР.
Шаукат Ахатов (справа) и Давыд Черняев: в диалоге выдающихся специалистов и организаторов рождались новые идеи.
60 — 70 годы XX века — эпоха грандиозных строек в системе нефтепроводного транспорта.
Читайте нас: