С Аллахом в душе и Марксом в котомке
Карим Хакимов родился 15 ноября 1890 года в деревне Дюсяново Бижбулякского района в семье башкира рода мин Габдрауфа Файзуллина.
Единственным источником дохода большого семейства было собственное хозяйство: «У нас было 3,5 десятины земли на семью. Семья отца состояла из восьми душ, шестеро из них были малолетними, малополезными в крестьянском хозяйстве, рабочими являлись лишь отец и мать», — писал Хакимов позднее в своей автобиографии.
Историки докопались до небольшого эпизода из жизни маленького Карима, как нельзя лучше дающего представление об упрямом, пытливом характере будущего дипломата. Однажды жители деревень Борисовка и Дюсяново решили провести межевание земель. Нужно было обратиться в земельный комитет, который находился в Уфе. Представителем от Дюсяново отправился Мухаматша, который вообще не знал русского языка. Пришлось прибегнуть к помощи переводчика. По возвращении Мухаматша, собрав всех детишек, рассказал о том, как незнание русского языка привело к тому, что жители деревни Дюсяново остались без лучших полей и пастбищ. Но детвора, соскучившись, разбежалась. Остался лишь один мальчик, слова которого глубоко потрясли Мухаматшу: «Я во что бы то ни стало выучу русский язык, я буду учиться!» Это и был тот, к кому впоследствии члены королевских семей будут обращаться: Карим-паша.
Мальчик сдержал слово: начальное образование Карим получил в медресе села Каргалы, но уже в 14 лет он был вынужден покинуть родную деревню. В своей автобиографии он писал: «В августе 1906 года ввиду неурожая мне пришлось покинуть родную деревню и пешком добираться до Оренбурга в поисках заработка.
Весь 1906 год работал дворником в Оренбурге, затем ремонтным рабочим на станции Челкар Ташкентской железной дороги».
Но уроки мудрости, полученные в юном возрасте в медресе, запомнились и не давали покоя. Хакимов поступил в знаменитое медресе «Галия» в Уфе, а затем — в Томскую мужскую гимназию. Однако и того, что могли дать ему преподаватели гимназии, показалось мало и, не окончив учебу, он уезжает в Среднюю Азию. Так начались годы скитаний. Карим работает чернорабочим на угольной шахте три года. И именно там знакомится с политическим ссыльным поляком Ковалевским, который дал ему первоначальные знания о марксистском учении.
Тут-то в голове молодого человека с хорошим мусульманским образованием соединились исламские принципы «адаля» (справедливости) и марксистские постулаты братства и равенства.
Путь его был предопределен — с Аллахом в душе и с Марксом в котомке он пошел по новой дороге, которая привела его на расстрельный полигон «Коммунарка» в московском пригороде Бутово 10 января 1938 года.
«Моё предназначение — служить своему Отечеству»
Октябрьскую революцию 1917 года Хакимов встретил в Оренбурге. Бывшего чернорабочего, отличавшегося образованностью, интеллигентностью, энергией, дальновидностью и находчивостью, приметили. Такие люди были нужны молодой советской республике, только начавшей устанавливать дипломатические отношения с другими странами. Хакимов сначала занял пост народного комиссара по просвещению в Оренбургской губернии, затем — замначальника политуправления Туркестанского фронта. Но ненадолго. Его назначают полномочным представителем РСФСР в Бухарской Народной Республике. Успех ждет молодого дипломата не только на политическом поприще: он встречает свою первую и единственную любовь — красавицу Хадичу. В 1921 году молодая чета Хакимовых отправляется в Иран. Карим Хакимов едет в далекую страну в статусе генерального консула. За полгода овладевает фарси, арабским, турецким, французским и итальянским языками.
Собственно, назначение не было столь уж неожиданным: Хакимов показал, на что способен, в годы Гражданской войны, пройдя путь от рядового красноармейца до красного командира и закончив военную карьеру как раз замначальника политуправления Туркестанского фронта.
Назначение в Иран было нелегким испытанием для молодого консула: он прибыл туда в сложный период времени. Взаимоотношения между двумя странами были крайне натянутыми. В Иране прекрасно помнили один из первых внешнеполитических актов Советской России, вмешавшейся во внутренние дела Персии без всякого на то права.
Восток — дело тонкое, и это вовсе не цитата из любимой киноленты. С одной стороны, иранское правительство выразило готовность вступить в переговоры с советским правительством. С другой — отказалось признать его представителя. Но Хакимову удалось прийти к соглашению, удовлетворившему обе стороны.
Между тем беда поджидала генерального консула там, где ее не ждали: в возрасте трех лет от дизентерии умер сын Шамиль. Хадича просит мужа вернуться домой — там, среди родных, легче пережить трагедию, но слышит в ответ: «Нет! Мое предназначение — служить своему Отечеству». «Карим был человек сильный духом. Его внутренние силы помогли мне успокоиться и жить дальше», — вспоминала Хадича Хакимова.
Карим Хакимов назначается на пост генерального консула в Королевство Хиджаз. Вот что писал король Хиджаза, султан Неджда и присоединенных областей Абдель Азиз ибн Сауда председателю президиума ЦИК СССР Михаилу Калинину: «Мы пользуемся этим случаем для того, чтобы выразить нашу радость в связи с теми стараниями, которые прилагались его превосходительством агентом к укреплению добрых отношений и дружбы между двумя странами. Эти старания оставили прекрасное впечатление».
Старания — это было слабо сказано. Амбициозный Абдель Азиз объединил разрозненные и небольшие государства Аравийского полуострова в одну сильную державу. В феврале 1926 года Карим Хакимов сумел на автомобиле преодолеть зону боевых действий и лично вручить королю будущей Саудовской Аравии ноту о признании его государства со стороны Советского Союза. А сам Хакимов стал близким другом Абдель Азиза ибн Сауда.
Работа в Саудовской Аравии стала апогеем карьеры Карима Хакимова. К этому времени он уже считался известным дипломатом и большим профессионалом своего дела. И как дар судьбы здесь на свет появилась дочка Флора.
Как человека, проникшегося, пропитавшегося духом лукавого Востока, Хакимова направляют из одной точки в другую. С 1929 по 1931 год он служит в Йемене в должности генерального представителя «Ближневостокторга». А помимо всего прочего активно участвует в съемках документального фильма «Эль-Йемен», который приехал снимать легендарный советский путешественник и режиссер Владимир Шнейдеров.
Забавно, но Хакимов вместе со съемочной группой помог провести электрификацию дворца йеменского монарха Яхьи бин Мухаммада Хамид-ад-Дина. Король не остался в долгу и выделил режиссеру охрану для того, чтобы тот снимал что угодно и где угодно.
С 1932 по 1936 год Хакимов работает в Москве в центральном аппарате МИДа.
В 1936 году с ухудшением международных дел Хакимов возвращается на Ближний Восток в должности генерального консула СССР в Королевстве Саудовская Аравия. В кратчайший срок Карим Хакимов вновь сумел наладить дипломатические и торговые связи.
В сентябре 1937 года Карим Хакимов был неожиданно отозван в Москву. «Отец дал с границы телеграмму, и мы поехали встречать его на вокзал. Но не встретили. Прошло несколько дней, я вернулась из школы, смотрю — дверь в комнату оклеена белой бумагой. Отца больше никогда не видела», — вспоминала Флора Хакимова. А через пять месяцев, 10 января 1938 года, приговор, вынесенный Хакимову, был приведен в исполнение: он был расстрелян.
Не пощадили и его семью. Хадича Хакимова восемь лет провела в ссылке, Флора отправилась в детский дом. Лишь в 1956 году, во времена хрущевской оттепели Карим Габдрауфович был реабилитирован.
Казнь столь уважаемого на Востоке человека не прошла бесследно для истории взаимоотношений двух стран. Любопытно, что король узнал о смерти своего друга от известного востоковеда Джона Филби, отца того самого знаменитого разведчика Кима Филби. Филби, как утверждают некоторые историки, даже специально ездил в Москву, чтобы прояснить судьбу выдающегося дипломата. Известие о его гибели произвело на монарха эффект разорвавшейся бомбы, и он принял решение заморозить отношения с Советским Союзом. Эта ситуация продлится 60 лет.
В 1990 году посол СССР в Йеменской Арабской Республике Вениамин Попов писал: «То, что сделал этот человек как представитель нашей страны, трудно переоценить. Благодаря глубокому знанию истории, традиций, обычаев арабов, необычайному такту, умению расположить к себе людей Хакимов пользовался у йеменцев и саудовцев огромным уважением. Арабским он владел превосходно, даже арабы поражались его умению столь глубоко, витиевато и чисто «по-арабски» излагать мысли. Читать написанные его рукой документы — одно наслаждение: так грамотно, так профессионально они написаны и такой сочный, выразительный язык. Он был вхож во дворцы, и его с радостью встречали бедняки в своих лачугах, его дом всегда был полон гостей — приходили и купцы, и приближенные королевской семьи, и простой люд».
…Такие люди не растворяются бесследно в тумане веков. Образ Хакимова воплощен в пьесе «Красный паша» драматургом Нажибом Асанбаевым. Спектакль по этой пьесе с замечательным актером Ахтямом Абушахмановым в главной роли с успехом шел во многих театрах республики и страны. Улицы в Калининском районе Уфы, Оренбурге, Ташкенте и Бухаре носят имя Хакимова. В 2002 году телестудия «Уфимский тракт» сняла документальный фильм «Полпред» о жизни Карима Хакимова. В 2011 году на БСТ вышел документальный фильм «Хакимов Аравийский».
В родном селе Дюсяново открыт народный музей Хакимова и установлен его бюст. Большой интерес у посетителей вызывает мандолина. Карим Габдрауфович любил играть на ней и на домбре, имел хороший голос, знал и пел башкирские и татарские песни. Сохранилась и выставлена в музее сумка — подарок арабского ремесленника.
В этом году состоялась международная видеоконференция «У истоков современных дипломатических отношений с исламским миром: жизнь и судьба К. А. Хакимова и Н. Т. Торекулова», в Москве издана книга посла по особым поручениям Олега Озерова «Карим Хакимов: летопись жизни (о судьбах ислама и коммунизма в России)», экземпляр которой передан автором в Национальный архив РБ.
Как сообщил замдиректора Национального архива республики Ниязбай Салимов, 1 октября объявлен онлайн-конкурс научно-исследовательских работ «Карим Хакимов — посол мира на Востоке», посвященный 130-летию со дня рождения известного дипломата-политика. В онлайн-конкурсе могут принять участие школьники 7 — 11-х классов и студенты средних профессиональных образовательных организаций.