Города и районы обзаводятся своими историческими хрониками: глянцевые журналы и даже тома в твердом переплете к очередному юбилею стали своеобразной приметой времени. Мы обживаем новый век, а память людская устроена так, что вынуждает оглянуться в прошлое, выцепить из ее уголков то, что было когда-то мимолетно и буднично, но ткало полотно интересной и кипучей жизни. Исторические повествования о родном Кумертау Владимира Мокроусова — главного, по общему признанию горожан, местного летописца — были изданы аж в четырех книгах. Но и этого объема, как оказалось, мало…
— Владимир Петрович, каждая из четырех книг издавалась небольшим тиражом — менее тысячи экземпляров. Разошлись они как горячие пирожки и уже сегодня представляют чуть ли не букинистическую ценность. Вы угадали запрос горожан, или что-то иное сподвигло вас на писательский труд?
— Угадывать запрос — это некий маркетинговый ход, я не помышляю о коммерческих проектах. Мною движет желание собрать, зафиксировать факты из истории города в разные периоды его становления и развития. От нас уходит генерация первостроителей, мое поколение было свидетелем небывалого взлета человеческого созидательного духа, благодаря чему рождались города, на глазах преображалась жизнь. Они достойны памяти потомков.
— Насколько сегодня доступны ваши книги любознательному массовому читателю?
— С 2007 по 2019 год было издано четыре книги: «Кумертау. История и современность», «Кумертау. История в фотографиях», «Кумертау. История в лицах», наконец, в прошлом году увидела свет «Кумертауская энциклопедия», в которую вошли 1500 статей и более 700 иллюстраций и фотографий. Все книги печатались в уфимских типографиях, обязательные для рассылки экземпляры поступили в Национальную библиотеку имени Ахмет-Заки Валиди. В кумертауских библиотеках эти книги доступны для горожан.
— Для вас не осталось белых пятен в истории города, или, наоборот, появилось желание о чем-либо рассказать подробнее, например, о судьбах первостроителей? Среди них, насколько я знаю, были и легендарные личности.
— Судьбы многих действительно заслуживают отдельной книги. Вот, например, Леонид Иванович Маслов, забивший первый колышек на стройке кумертауского угольного разреза. Родом он из Верхней Салды Свердловской области (тогда Пермская губерния), из многодетной семьи рабочего-литейщика, с одиннадцати лет рассыльный на Верхне-Салдинском заводе, в шестнадцать лет активно работает в органах новой советской власти. В 30 — 40 годы Маслов стал профессиональным руководителем горного дела, под его началом в стране были построены семь угольных разрезов, десятки шахт, четыре шахтерских поселка на Урале и в Сибири выросли до городов, в том числе и Кумертау. Ему довелось прожить всего пятьдесят лет, но каких!.. Огонь, вода и медные трубы — судьба всего отмерила с лихвой. Только один пример. В 1937 году во время политических репрессий и поиска врагов Еткульский райком исключает Маслова из членов ВКП(б), его отстраняют от должности управляющего трестом «Коркиншахстрой». Леонид Иванович идет в разрез и год работает машинистом экскаватора, пока не арестовали секретаря райкома за злоупотребление властью. Маслова вернули руководить трестом, восстановили в партии. Последним местом его работы стал Назаровский угольный разрез в Красноярском крае в 1952 — 1953 годах.
— Угольную, авиационную промышленность принято считать отраслями повышенного риска. Ваши хроники содержат такие факты из жизни города, предприятий?
— К сожалению, за полувековую историю авиационного завода и производственного объединения «Башкируголь» такие трагические факты случались. Шахтеры не спускались под землю, но само производство угольных брикетов таило опасность. Угольная пыль, метан при малейшей искре могут детонировать. Такое случилось 4 октября 1959 года на брикетной фабрике. Восемь человек погибли сразу, несколько рабочих в тяжелом состоянии с ожогами и травмами были доставлены в городскую больницу, пятеро из них скончались.
Летно-испытательная служба авиационного завода также не избежала трагических утрат. В 1989 году при испытании Ка-27 погибли трое — пилот и инженеры-испытатели. Об этих трагических событиях рассказывается в книгах.
— Вы проделали большую исследовательскую работу — такое возможно (извините за пафос) только при большом уважении и любви к городу, к его людям. А что для вас стало открытием, удивившим или поразившим в ходе сбора материалов?
— Когда листаешь документы и с головой погружаешься в прошлое, убеждаешься: люди дорожат своим городом и с уважением относятся к памятным местам. Для меня стала открытием предыстория появления на главной городской площади памятника Владимиру Ильичу Ленину. Как выяснилось, народный художник СССР, лауреат Сталинской премии П. Бондаренко участвовал в конкурсе на проект памятника Ленину в Севастополе. Было сделано две отливки, и в 1957 году одна из них появилась на площади в Севастополе. Вторую на заводе художественного литья в Ленинграде через год приобрел комбинат «Башкируголь» и к 90-летию со дня рождения советского вождя памятник был установлен на городской площади.
— Будущий город вырос из рабочего поселка, который появился в 1947 году. Первостроителями и жителями поселка стали вчерашние фронтовики. Примечательно, что 127 из них участвовали в штурме Берлина. В ваших книгах подробно рассказано о героях, поделитесь этой информацией, тем более мы готовимся отмечать 75-летие Победы.
— Среди первых строителей, приехавших работать в угольном разрезе, было около трех тысяч участников войны. Среди них Герои Советского Союза Константин Петрович Оргин и Василий Семенович Бекетов — работники треста «Башуглеразрезстрой». Герои работали плечом к плечу с другими рабочими — один слесарем, другой механиком. Позднее в наш город приехал Гилехман Идрисович Идрисов, уроженец Благоварского района. Горожане свято чтут память о Сергее Ивановиче Бутырине, легендарном командире полка. Он кавалер четырех орденов Красного Знамени, двух орденов Александра Невского, ордена Великой Отечественной войны. Он и в мирной жизни оставался героем. За свою трудовую доблесть на стройках республики был награжден орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени.
На фронте батальон под командованием Кирама Зияевича Махмутова называли «танковой академией Махмутова». В его батальоне воевали двенадцать Героев Советского Союза — уникальный факт для всей Красной Армии в годы войны. Он обладал природным талантом воина, прошел боевой путь от командира тяжелого танка КВ до командира легендарного танкового батальона. Награжден орденами Красного Знамени, Александра Невского, стал почетным гражданином города Комрат в Молдавии.
Эскадрилья ночных бомбардировщиков под командованием Петра Дмитриевича Волкова с июня 1941 года совершала ночные налеты на Берлин, осуществив за войну 7250 бомбометаний. На счету самого командира было 150 боевых вылетов. Был награжден тремя орденами Красной Звезды и двумя орденами Красной Звезды и Отечественной войны.
К сожалению, ветеранов-победителей среди нас все меньше и меньше.
— Владимир Петрович, через магический кристалл истории каким видится будущее города в новом веке?
— Город пережил тяжелый период перестройки экономики в конце прошлого века. Угольная отрасль отказалась от бурого угля, вычеркнут из списка востребованных оборонной отраслью завод «Искра», произошло сокращение объемов производства на авиационном заводе, строительных, автотранспортных предприятиях. Кумертау унаследовал монопрофильную экономику. Руководители муниципалитета понимали, что для нормального развития мало диверсифицировать ее, создавая современные производства, необходимо сформировать привлекательную для жизни городскую среду. В декабре 2016 года Кумертау присвоили статус территории опережающего социально-экономического развития. Город стал привлекать инвесторов. Их число к концу минувшего года выросло до 23, в экономику города ими уже внесено около 7 миллиардов рублей. В 2017 году вышел на проектную мощность маслоэкстракционный завод, растут объемы заказов у завода нефтепромыслового оборудования, предприятия по выпуску удобрения. Ежегодно в городе сдаются социальные объекты — бассейн «Юбилейный», ледовая арена «Сапсан», обновляется городской парк, начата реконструкция стадиона и лыжероллерной трассы. Трудовая биография города продолжается.
Л.И.Маслов К.З.Махмутов С.И.Бутырин П.Д.Волков
Такой роторный экскаватор Р1250 работал в разрезе «Кумертауский» в 70 — 80-х годах.