Любой родитель знает: нет в жизни ничего страшнее, чем болезнь ребенка. А уж если ему требуется операция, взрослые вообще теряют покой, пытаясь во что бы то ни стало найти для своего чада самого хорошего доктора. Увы, сделать это не так просто, ведь на полноценную подготовку такого специалиста, как заметил председатель Ассоциации детских хирургов России Александр Разумовский, требуется ни много ни мало почти 40 лет. Лишь по прошествии такого срока хирург, оперирующий детей, получает право на самостоятельное решение.
Особый доктор
Статус детского хирурга совершенно не случайно стал одной из основных тем завершающегося сегодня в Уфе I Российско-китайского форума детских хирургов. Он собрал почти 500 лучших докторов не только нашей страны и Поднебесной, но еще и специалистов из США, Германии, стран СНГ и ближнего зарубежья. Еще до начала представительного форума в кулуарах делегаты начали говорить о самом наболевшем.
— Серьезнейшая проблема нашей отрасли — кадры, — отметил в беседе с корреспондентом «РБ» один из организаторов мероприятия Александр Разумовский. — Чтобы подготовить полноценного детского хирурга, нужны даже не годы — десятилетия. У моих коллег — особый статус, ведь детский хирург — это не просто грамотный и умелый профессионал, но еще и чуткий, заботливый доктор, который работает 24 часа в сутки. А в ответ зачастую, особенно явно эта тенденция прослеживается в последнее время, получает от общества такой негативный прессинг, что руки опускаются. Молодежь не то что развиваться в профессии, вообще работать не хочет. Поэтому сегодня нам необходимо не только подумать о серьезной финансовой мотивации, но и создать систему эффективной юридической защиты детских хирургов. Чтобы они были уверены в своих действиях и могли спокойно работать. Это, кстати, первое условие для качественного лечения маленьких пациентов.
Мнение коллеги поддержал и председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, говоривший на обозначенную тему уже с трибуны форума.
— У нас сегодня у каждого своя правда: у хирурга, пациента, минздрава, надзорных за здравоохранением органов, у каждого она звучит на свой лад, а нам надо добиться слаженной игры оркестра, «дирижером» которого всегда должно быть здоровье пациента, — подчеркнул депутат. — Первое, что необходимо, — сделать врача субъектом права, каковым он сегодня не является. Хирургия — это зона риска: и профессионального, и юридического, а уж детская — тем более. Поэтому мы должны позаботиться не только о качестве лечения, но и о защите врачей. Эффективнее всего это делать через создание и укрепление профессиональных ассоциаций. Пока же из более чем четырех тысяч детских специалистов, работающих по всей стране, в Ассоциацию детских хирургов России входит лишь половина.
Конечно, многое в детском здравоохранении меняется в лучшую сторону, заметил выступавший. Принятый не так давно Госдумой закон открыл для родственников, прежде всего это касается, конечно, родителей, двери реанимаций. Большие перспективы сулит национальный проект «Здравоохранение», одним из восьми разделов которого является подпрограмма «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям». Среди основных мероприятий последнего — строительство по всей стране более тридцати высокотехнологичных перинатальных центров, выделение десяти миллиардов рублей для переоснащения детских поликлиник, которые массово будут переводиться на бережливые технологии. Однако даже такая мощная поддержка отрасли не отменяет ее сегодняшних проблем.
Беда одна на всех
На вопрос корреспондента «РБ», что особенно тормозит развитие детской хирургии в республике, и. о. министра здравоохранения РБ Максим Забелин помимо пресловутой кадровой проблемы назвал еще одну — высокий износ медицинского оборудования.
— Мы над этим работаем: принята региональная программа переоснащения учреждений здравоохранения, в первую очередь детских, — сообщил глава медицинского ведомства. — Одновременно новая аппаратура поступает в регион в рамках профильного нац-проекта. Мы, например, уже получили двигательные аппараты для пассивной мобилизации коленного и тазобедренного суставов, предназначенные для реабилитации детей с тяжелыми травмами конечностей. Это своего рода тренажеры, на которых могут заниматься и дети, и взрослые. Они будут распределены по одиннадцати медучреждениям в Уфе, Стерлитамаке, Белорецке, Бирске, Нефтекамске, Салавате, Кумертау, Сибае, Октябрьском и райцентре Месягутово.
Устаревшее, а то и вовсе вышедшее из строя оборудование для диагностики и лечения маленьких пациентов — беда не только Башкирии. От нее страдает большинство регионов страны. Не лучше ситуация, например, в Нижегородской области.
— У нас создана довольно эффективная система оказания хирургической помощи детям, включая собственный детский травматологический центр, — рассказала завкафедрой детской хирургии Самарского мед-университета Маргарита Барская. — Но, как везде, не без трудностей: нехватка кадров, с которой боремся в основном за счет совместительства, и, конечно, устаревшее оборудование.
Помимо обновления материально-технической базы, разработки новых стандартов и технологий лечения детская хирургия, говорилось на форуме, остро нуждается в обновлении нормативно-правовой базы. Скучной и рутинной работы, от которой порой зависит жизнь.
— Мы не успеваем за происходящими вокруг переменами, — отметил Дмитрий Морозов. — Поэтому в определенных ситуациях врачам, в том числе детским, приходится работать вне нормативного поля, что ущемляет права и их самих, и пациентов. Например, у нас до сих пор не установлен правовой статус еще неродившихся детей. Пока женщина вынашивает будущего младенца, он считается плодом. А все права на защиту и охрану здоровья ребенок получает по закону не после зачатия, а исключительно после рождения...
Форум покажет
— Уфу не случайно выбрали местом проведения столь представительного мероприятия, — заметил Александр Разумовский. — Башкортостан — один из самых продвинутых регионов в области детской хирургии. Республиканские врачи одними из первых в стране начали делать детям эндоскопические операции. Мы, москвичи, тогда учились у них, да и сегодня продолжаем делать это.
По словам Максима Забелина, I Российско-китайский форум детских хирургов, который проводится в стране впервые, стал хорошей площадкой для обсуждения проблем, обмена опытом и последними достижениями, накопленными детскими хирургами по всему миру. Раньше подобные встречи собирали только отечественных специалистов и проводились исключительно в Москве.
Форум работал три дня, в течение которых доктора обсудили вопросы оказания медицинской помощи детям при техногенных катастрофах, реабилитации недоношенных малышей, лечении у детей опухолей, врожденных аномалий, инфекционных и паразитарных инфекций, санаторно-курортного оздоровления маленьких пациентов и многие другие. Помимо круглых столов, симпозиумов и мастер-классов прошел конкурс молодых ученых, ведущих исследования в области детской хирургии.
У студентов Башгосмедуниверситета, которые получили возможность поучаствовать в форуме, был прекрасный шанс, что называется, погрузиться в профессию с головой. Можно было послушать интересные даже для дилетантов доклады именитых профессоров, задать им свои вопросы. Увы, большинство будущих врачей восприняли интересное и полезное мероприятие как некую обязаловку: слонялись по коридорам Конгресс-холла, где проходила основная часть мероприятий, ровно до того момента, пока их группу не отметили в каких-то списках. И тут же пропадали. Сидели в зале, а уж тем паче внимательно слушали докладчиков единицы. Правы оказались наши собеседники: детская хирургия — удел избранных.