Мусорная реформа в республике идет уже восемь месяцев, однако света в конце тоннеля пока не видно. Определенные подвижки, конечно, есть. Например, от разговоров о раздельном сборе мусора мы наконец-то перешли к делу. По данным регоператора, сейчас в той же Уфе разноцветными контейнерами оснащены около пятидесяти площадок. Насколько эффективен этот способ и как восприняли новшество жильцы, показал совместный рейд представителей Общероссийского народного фронта и сообщества «Зеленая Башкирия».
Жильцы к переменам готовы
Приятный сюрприз ждал участников рейда уже по первому адресу — во дворе дома на улице Шафиева, 12. Контейнерная площадка здесь непривычно большая, поскольку обслуживает жителей довольно длинной девятиэтажки и нескольких пятиэтажных домов. Под прозрачными крышами напротив друг друга разместились восемь обычных контейнеров и три для раздельного сбора мусора: желтый предназначен для пластиковых бутылок, красный — для стекла, синий — для бумаги и картона.
Крышки этих особых контейнеров закрыты, а мусор нужно кидать через специальные прорези. Заглядываем в первый из них и видим: он наполовину заполнен пластиковыми бутылками разного формата. Не подвели и «соседи»: в одном лежали банки и бутылки, но уже из стекла, в другом — компактно сложенные картонные коробки и журналы.
— То, что жильцы сортируют мусор, складывая пластик, стекло и бумагу по соответствующим контейнерам, для нас приятный сюрприз, — отметил координатор инициативной группы сообщества «Зеленая Башкирия» Ридан Ахьямов. — К сожалению, мы не можем сейчас проверить, как все это вывозится. Однако нам поступают звонки, что зачастую содержимое всех контейнеров грузится вместе. Такого, конечно, быть не должно.
— Контейнеры для раздельного сбора мусора активно устанавливаются во дворах Уфы, — пояснил представитель ОНФ, координатор проекта «Генеральная уборка» Мурат Шафиков. — Аналогичные попытки делаются и в других городах — Стерлитамаке, Октябрьском. Хорошо, что регоператоры начали этим заниматься. Однако все это пока проходит как эксперимент и больше похоже на имиджевый ход. При этом четкого порядка раздельного сбора мусора на законодательном уровне нет.
Активисты ОНФ обратились в минэкологии с просьбой выпустить нормативный акт, который регламентировал бы обращение с отходами при раздельном накоплении и где были бы прописаны общие правила для всех регоператоров. Однако там ссылаются на то, что сначала надо набрать статистику: сколько жителей готовы собирать мусор раздельно и насколько уменьшится его объем, если вычесть из него то, что пойдет на переработку.
— Первый вопрос мы обсудили на круглом столе, проходившем на площадке ОНФ, — пояснил Мурат Шафиков. — Там были приведены такие данные: около 40 процентов жителей готовы собирать мусор раздельно без всякого стимула, а вот остальных нужно мотивировать. Таким стимулом могло бы стать уменьшение платы за вывоз отходов. Как свидетельствует источник, уже проводивший подобный эксперимент, речь может идти о снижении тарифа наполовину.
— Тут необходимо пояснить: на вторичном сырье регоператор зарабатывает, поскольку сдает его на переработку. Однако это означает дополнительные расходы на логистику — раздельный сбор, перевозку, хранение, сдачу, — отметил Ридан Ахьямов. — Зачастую ему проще вывезти все на полигон и взять плату за весь объем с населения.
До площадки не дойти
Породила мусорная реформа и массу других вопросов, на многие из которых пока ответа нет. Один из них — тарифы.
— К нам поступает много жалоб на их рост, — поясняет Мурат Шафиков. — Если по Уфе платежи выросли не так сильно, то в деревнях, где не было централизованного сбора, это весьма ощутимо. При этом люди, к сожалению, не видят изменений в лучшую сторону, поскольку реформа идет со скрипом. Со своей стороны, регоператоры собирают только половину платежей и при этом жалуются, что тарифы занижены. Вот такая палка о двух концах.
Другая тема — размещение контейнерных площадок. Даже в Уфе люди порой не доходят до площадки, которая расположена, по их мнению, слишком далеко, и бросают мусор за углом, на пустыре, где-нибудь еще. Один оставленный мешок со временем порождает импровизированную свалку. Избежать таких ситуаций поможет реестр площадок: каждый муниципалитет обязан будет обозначить, где они размещены.
За отрицательным примером отправляемся в микрорайон Молодежный. Долго спускаемся по улице Большой Шелководной, застроенной частными домами и коттеджами, чуть-чуть проезжаем по пригорку, возвышающемуся над проспектом Салавата Юлаева, и вот она, безобразная свалка. По всей видимости, здесь когда-то располагался частный дом, потом его снесли, часть забора растащили. И образовалось прекрасное место, чтобы выкидывать сюда мусор. Справедливости ради заметим, что контейнерная площадка находится действительно далеко.
— По идее, после получения сигнала регоператор должен ликвидировать несанкционированную свалку, а затем выставить счет собственнику участка, — поясняет Мурат Шафиков. — Но для этого его надо сначала установить.
Бытовым мусором дело здесь не ограничивается: по соседству стоит брошенная «Газель» с выбитыми стеклами. Просто так ее не уберешь, ведь это чья-то собственность. А это значит, что владельца и в этом случае надо искать. Пока же нагоняющим ужас микроавтобусом вынуждены любоваться все те, кто проезжает по проспекту Салавата Юлаева.
Еще одна наболевшая для Уфы проблема — крупногабаритный мусор. Все, что не помещается в контейнер, жильцы просто-напросто оставляют рядом — старые диваны, шкафы, строительные отходы и прочее. Время от времени все это, конечно, вывозят, однако случается это нечасто. А потому изо дня в день уфимцы вынуждены наблюдать эти груды хлама, что, понятно, не придает эстетики дворам.
Куда опаснее оранжевые контейнеры для батареек, ламп и градусников, установленные вроде бы с благой целью сбора опасных отходов. Не раз и не два приходилось видеть их вскрытыми, с содержимым наружу. Добавляют драйва и идиоты, которые пытаются впихнуть туда длинные люминесцентные лампы: последние так и торчат из контейнера пучком. Бог знает, сколько их разбивается, распространяя вокруг опасную ртуть.
Говоря о мусоре, нельзя не упомянуть категорию людей, которые занимаются сбором вторичных ресурсов, чаще всего картона и алюминиевых банок, сдавая их в специальные пункты. Это не обязательно бомжи, зачастую просто пенсионеры, для которых это дополнительный источник доходов. Раздельный сбор мусора поставит крест на их нехитром бизнесе.
Еще проблемнее ситуация с бомжами, для которых это, может быть, единственный способ заработка.
— Мы выезжали на полигон в Черкассы, никого о своем визите не предупредив, — вспоминает Мурат Шафиков. — И застали такую картину: вереница бомжей, человек тридцать-сорок, с мешками и тачками заходит на полигон и собирает там что нужно. Собранное вывозится с территории полигона и сдается в приемный пункт. Вот такой круговорот отходов в природе.
После случая с самолетом, который едва не разбился из-за взлетевших со свалки чаек, активисты изучили окрестности нашего аэропорта. И с удивлением обнаружили несколько свалок буквально в двухстах метрах от взлетно-посадочной полосы. Отходы, правда, были в основном строительные, и чаек поблизости не было. А если бы были?