Животный мир северо-востока Башкирии богат — кого только не встретишь в здешних лесах! Но немало здесь и тех, кто готов извлечь выгоду из всего. Зачастую незаконную.
Наши собеседники только что вернулись из очередного рейда по безграничным лесам района.
— Сегодня без происшествий, — крепко жмет руку ведущий специалист по охране животного мира минэкологии РБ Ришат Каримов. — Я считаю, это главный показатель. Значит, уважают люди и нас, и закон.
А потом рассказал удивительные вещи. Среди трех сотен мечетлинцев, имеющих охотничьи билеты, немало милых дам. Которые наравне с мужиками ходят на лося, кабана, участвуют в отстреле волков. Впрочем...
— Все это по закону, — уточняет Каримов. — Но наша главная задача — выявлять тех, кто ходит в лес браконьерничать. В прошлом году по нашим представлениям заведено шесть уголовных дел, в этом — пока два. Но все еще впереди.
Причем в основном усердствуют не наши земляки. Из соседних Свердловской и Челябинской областей приезжают настоящие хулиганы — едут с расчехленными ружьями, бьют животных без лицензии. Особенно достается косулям — их больше нет нигде в регионе. Буквально вчера остановили для досмотра машину, за рулем — челябинец. В багажнике — убитая косуля. У стрелка ни лицензии, ни охотничьего билета. Пришлось оружие изъять, самого доставить в полицию, машину — на штрафстоянку.
Много бед зимой доставляют волки. Нападают на овец, уничтожают тех же косуль. Проводим отстрелы, облавы.
Здесь уточним: Ришат Шакирович неоднократно занимал первые места в Башкирии по отстрелу волков — есть такой показатель в их системе. Но и браконьеров он «обкладывает флажками» вполне успешно.
— Меня в свое время тоже «обложил», — улыбается общественный инспектор Минихан Бадретдинов. — Да-да, был такой грех. Поговорили тогда по душам. И стал я его сотрудником. Хотя непросто приходится. У нас ведь только «уазик». А браконьеры приезжают на джипах, у них снегоходы и приборы ночного видения. Со временем я уяснил, насколько это бесчеловечно. Одно дело, если ты пошел в лес с ружьем и лицензией и добыл кабана, скажем. И совсем другое, когда на джипе под светом фар гоняешь зайцев или косуль. Один случай расскажу. Недавно едем из рейда. Возле дороги сидит лиса — роскошная такая. Сняли ее на сотовый. И как после этого убивать?! Не тронули, конечно. Хотя сами тоже охотники. У Ришата уже и сын Ринат билет имеет, зачастую с нами в рейды выезжает. Еще вот что скажу: дичи и боровой птицы в последние годы стало значительно больше. Вероятно, наш вклад в это тоже есть.
— Их заслуга несомненна, — согласился глава администрации Мечетлинского района Анис Асадуллин. — Работают ребята без выходных, на совесть. Зато браконьеры знают: нарушать закон себе дороже.
...Минихан Бадретдинов усаживает на заднее сиденье «УАЗа» большущую сибирскую лайку. Рядом — два ижевских охотничьих ружья. В лес!