Все новости
Cоциум
15 Февраля 2019, 13:17

Дыхание Сибая

Собкор «РБ» побывал в зауральском городе, где бросили все силы на решение экологической проблемы

Поддержать юных жителей Сибая приехали хоккеисты «Салавата Юлаева».
Поддержать юных жителей Сибая приехали хоккеисты «Салавата Юлаева».

Казалось, старый «пазик», курсирующий по маршруту Баймак —Сибай, намеренно замедляет ход — так не терпелось скорее покинуть его душный салон и вдохнуть свежего воздуха. На автовокзале Сибая дышалось легко и свободно. Однако в северной части города реально запахло жареным...

Проверка на заводе

Сначала специфический запах не напрягал, а внутри квартала и вовсе не ощущался. Но к ночи он появился вновь. Уже в квартире. Хозяйка сразу завесила окна и двери влажными простынями. Насколько неприятен этот запах, понимаешь, когда вдыхаешь действительно чистый воздух. Местные рассказали, что его причина — деятельность сибайского завода буровых реагентов. Он как раз на днях возо­бновил производство лингосульфаната — продукта технологической переработки растительного древесного сырья. В конце прошлого года завод уже признали виновным в загрязнении атмосферного воздуха, тогда зафиксировали более чем четырехкратное превышение содержания оксида углерода. Не прошло и трех недель, как многочисленные жалобы горожан заставили руководство вновь остановить производственный процесс. Сейчас на предприятии идет внеплановая проверка.

— Завод разработает мероприятия по снижению выбросов, а именно, по установке дополнительных очистных сооружений. Это должно решить проблему, — пишет в соцсети глава горадминистрации Рустем Афзалов.

Пейте, дети, молоко, будете здоровы!

Наутро, «без жареного», дышалось легко. На проспекте Горняков заглянули в гимназию. Как раз прозвенел звонок на перемену, ученики спешили в столовую, желающие брали молоко.

— В гимназии обучаются 845 человек, несколько ребят живут рядом с тлеющим карьером, — говорит ее директор Ирина Варламова. — Молоко, которое начали давать в связи с экологической ситуацией в городе, дети пьют независимо от места жительства. На каждого ребенка приходится примерно по 0,1 литра, ежедневно нам привозят 60 литров молока. Помимо этого дети пьют витаминизированный чай. Все меню согласовано с Роспотребнадзором.

Учебный процесс продолжается, а при неблагоприятных условиях, по решению родителей, дети получают задания на дом. На качестве обучения это мало отражается. Один пример. В эти дни воспитанник гимназии десятиклассник Артем Фазылов участвует в профильных программах Сочинского образовательного центра «Сириус», куда его пригласили после успешного конкурсного отбора. Он призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Не жалуются на посещаемость и в школе № 14, самой малочисленной. Здесь всего 203 ученика, и в день они выпивают 15 литров молока.

— 39 из них живут в 500, четверо — в 550, семеро — в 600 и четырнадцать — в 700 метрах от карьера, — говорит ее директор Зимфира Смакова. — Шестеро школьников поправляют здоровье в Ишимбайском пульмонологическом санатории, готовятся к отдыху и другие. Родители одного ребенка забрали документы и переехали на Север, к месту работы отца. Одиннадцать ребятишек временно обу­чаются по месту проживания своих бабушек и дедушек.

Тем временем по просьбе родителей из зоны «500» перевели детский сад «Алтынай». 48 малышей вместе с воспитателями перебрались в «Теремок», здесь ни разу не зафиксировано превышение ПДК.

Когда погаснут очаги

Возле самой чаши карьера полный вдох уже не сделать — наоборот, хочется быстрее выдохнуть. В глубь карьера смотреть бесполезно — все в тумане или смоге. Впрочем, это уже не важно, глаза моментально начинают слезиться — такова реакция организма. Вот такой парадокс — именно уникальность знаменитого Сибайского карьера, его «заданные» глубины, достигающие 500 метров, осложняют борьбу с тлением остатков медно-колчеданных руд на не эксплуатируемом более десяти лет месторождении.

— Собственными силами мы не смогли остановить процесс тления, применяемые методы оказались малоэффективными, — рассказал технический директор Учалинского ГОКа Ильяс Ахмедьянов. — Сейчас стоит задача охладить породу и перекрыть доступ кислорода. Для этого мы частично затопим карьер, понадобится более 400 тысяч кубометров воды. Это позволит заполнить около 100 метров карьера, еще 60 рассчитано на дно. Работа ведется пока в подземных выработках, объем и уровень подаваемой воды постоянно контролируются. Подтоплено четыре метра горизонта при поступлении 6 тысяч «кубов» воды в сутки, постепенно доведем ее подачу до 10 тысяч. У нас три источника воды — естественные подземные, технические и поверхностные, закачиваемые с Камаганского месторождения. К 20 марта эту работу планируется завершить. Когда очаги погаснут, начнем откачивать эту воду, пропустим ее через очистные сооружения и сбросим в реку Карагайлы. Разрешение есть.

Здоровье — наше всё

Во второй половине дня мы заглянули в детскую поликлинику. В одном из кабинетов медсестры обзванивают родителей часто болеющих детей из зоны «500 — 1000». В кабинете, где принимают заявления на оздоровление в санаториях, работают волонтеры. Сейчас здесь нет ни одного посетителя.

— Просто спал ажиотаж, — говорит четверокурсник местного медколледжа Загир. — Дежурим всю рабочую неделю. Самое большое число принятых заявок за один день — 94, сегодня поступило 13.

Рим Бикбердин пришел с сыном-семиклассником — они готовят документы для поездки в крымский санаторий. Семья живет на «Горке», в 500 метрах от карьера, из-за слабого здоровья мальчик вынужден третью неделю обучаться в соседнем Баймаке. Вполне вероятно, что он попадет в следующую группу детей, которая отправится в санаторий. 20 февраля в Евпаторию выезжают 250 ребят. Еще одна горожанка с шестилетним сыном пришла уточнить, положена ли ей путевка «Мать и дитя» в один из санаториев республики. Оформляют бумаги для отправки детей на курорт и супруги Александр и Оксана. Они с улицы Нуриманова, где чаще всего фиксируют превышение в воздухе вредных веществ. Третий день с четырехлетней дочерью Машей и двухлетним сыном Елисеем они живут в пункте временного пребывания — гостинице при Сибайском институте БГУ.

— Поедут ли оздоравливаться дети, живущие в некотором отдалении от карьера, но также страдающие от смога? — такой вопрос задали сибайцы на вечерней встрече жителей микрорайона Аркаим с представителями администрации и служб жизнеобеспечения города.

— В первую очередь едут дети, находящиеся в непосредственной близости к карьеру и страдающие хроническими бронхолегочными заболеваниями, — пояснили им. — Потом планово будем оздоровливать и остальных состоящих на диспансерном учете и часто болеющих.

А вот во взрослой поликлинике многолюдно. Здесь горожан и жителей окрестных сел принимают уфимские медики — 24 врача и шесть ординаторов. Пульмонолог Республиканской клинической больницы имени Г. Куватова Лилия Козырева отмечает, что пациенты чаще жалуются на першение в горле, сухой кашель, слезоточивость. Но говорить о каком-то росте числа специфических заболеваний не приходится. По словам замминистра здравоохранения Гульнары Зиннуровой, специалисты принимают с 9 часов и до последнего пациента. С 15 января к ним обратилось около 12 тысяч человек.

Своих не бросаем

Сложная экологическая ситуация внесла корректировку в жизнь более 60 тысяч горожан. Ограничено пребывание на улице детей, но это никоим образом не отразилось на их досуге. В самом большом школьном спортзале мы наблюдали, как подростки чеканили строевой шаг и демонстрировали навыки сборки и разборки автомата во время военно-спортивной игры «Зарница». В городе продолжается месячник патриотического воспитания. Много людей и в ледовом дворце «Ирандык». Еще бы, на льду с юными хоккеистами клуба «Горняк» — юлаевцы Григорий Панин и Владимир Жарков.

— Мы приехали, чтобы поиграть с ребятами, подарить улыбки и радость. Подобные встречи важны для популяризации спорта, здорового образа жизни, — говорят хоккеисты.

В Башдрамтеатре имени Арслана Мубарякова шла репетиция. Вечером давали спектакль, поставленный режиссером Дамиром Галимовым.

— Ситуация с экологией, безу­словно, повлияла и на нас, — говорят актеры. — Порой сильное першение в горле мешает играть. Но мы любим свою профессию и стараемся для своего зрителя. Сегодня продано 250 билетов — полный зрительный зал. И это не премьера. Значит, работаем не зря и ждем, когда воздух снова будет чистым и безопасным.

Самозванцы — прочь!

Сейчас в зауральском городе бушуют нешуточные страсти. Пока профессионалы формируют систему мониторинга, привлекают высококлассных медицинских специалистов и ученых, практически круглосуточно отрабатывают совместные решения для стабилизации обстановки, есть люди, которые намеренно сеют панику. Именно к ним обращаются сибайцы.

— Беда коснулась каждого из нас, и очень надеемся, что проблема решится. Давайте будем поддерживать друг друга, не ронять человеческого достоинства, не провоцировать негативные всплески, — обращается через соцсети к горожанам ветеран педагогического труда и член общества «Агинэйзэр коро» Светлана Буранбаева.

— Не лезьте в наш город, мы сами разберемся! — выступил с резкой критикой в адрес тех, кто пытается расшатать ситуацию, почетный гражданин Сибая Эмиль Мавлеткулов. — Я здесь родился и семь десятков лет живу. Радий Хабиров приезжал, он поставил задачи, их начали решать. У нас есть проблемы, есть загазованность, но мы видим, что власти делают. Начали затапливать карьер, там камера висит, все видно — есть дымка или нет. Я смотрю в интернете прямые трансляции встреч с населением, они постоянные. Врачи из Уфы приехали, мы свои болячки, даже застарелые, подлечили. Детей на проверку к нам везут из всех близлежащих районов и всех принимают. Путевки в санаторий многим дали. Но некоторые сомнительные личности, которые до этого ни разу даже не слышали про Сибай, пытаются на этом сделать себе имя. Как будто мы сами не можем за себя постоять! Сибайцы — люди с особым характером. Мы сильные, мы справимся, мы не одни. Нам помогает республика, а все самозванцы — прочь!

Ветер — сильный аргумент

В десять утра третьего дня пребывания в Сибае я присутствовала при замерах. В микрорайоне Горный их проводил инженер-технолог Валерий Попков. Превышения ПДК в этом месте и в этот час не зафиксировано. Ветер — сильный аргумент. Когда его нет, город заполняет смог.

— Мониторинг состояния атмосферы и наличия в ней вредных веществ проводится восемь раз в сутки в шести контрольных точках города, — говорит заместитель председателя Госкомитета РБ по чрезвычайным ситуациям Александр Лопухов. — Кроме того, специалисты выезжают и по заявкам граждан. Если их много, заявки объединяют, так как выехать сразу во все точки невозможно, а процесс замеров в каждой из них занимает 20 минут. Все результаты в открытом доступе. Для стабилизации ситуации в штилевую погоду дополнительно задействованы мощные вентиляторы, чтобы разбавить газовое облако.

По результатам вечерних проб превышение ПДК по диоксиду серы зафиксировано в соседнем селе Старый Сибай Баймакского района.

Между тем

Министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин на совещании, посвященном оценке возможных экологических, социальных, природоохранных, техногенных и других видов риска, связанных с аварийной ситуацией на Сибайском месторождении медно-цинковых колчеданных руд, поручил создать рабочую группу.

Читайте нас: