Каждого, кто въезжает в райцентр Стерлибашево, встречают аншлаги с названием села и датой его образования — 1680 год. Ничего удивительного и оригинального в этом нет: практически каждый район проанонсировал свою связь с историей края. Понятно желание сельчан кратко и емко представить информационную визитку малой родины. При этом всегда возникает вопрос, с чем связана дата возникновения данного населенного пункта, с какого события, исторического факта берет он свое начало. В случае со Стерлибашево не все так однозначно. И простой, на первый взгляд, вопрос, откуда взялась эта дата, по мере изучения порождает множество других.
Начнем по порядку. Все началось в 1899 году, когда житель села Стерлибашево Мухамматшакир Тукаев издал в Казани брошюру на татарском языке «Тарихи Стерлебаш» («История Стерлибашево»). Сам факт издания этого труда в царское время заслуживает глубокого уважения. Автор совершил благородное дело, оставив нам очень ценные материалы о селе, представителях духовенства Стерлибашево и других селений округи. В наше время эта небольшая по объему книга стала доступной широкому кругу читателей благодаря журналисту Маргану Мерзабекову, который в 1996 году перевел ее на русский язык.
Но ничто не вечно под луной. Спустя более века после выхода брошюры открылись многие ранее недоступные и малоизвестные документы того периода. Мы постарались их скрупулезно изучить, работая в архивах Москвы, Уфы, Оренбурга и Санкт-Петербурга. На основании этих материалов стали очевидны некоторые неточности, и в первую очередь это касается даты основания Стерлибашево.
Обратимся к источнику. М. Тукаев пишет: «Когда-то на месте села основали усадьбу торговые люди и ремесленники, переселившиеся на эти башкирские земли с Казанской стороны и из города Каргалы... Хотя точно не известно, в какие годы это происходило, однако рассказывают, что село возникло лет за сто до пугачевских событий, которые, как известно, начались в 1773 году».
Наша поправка. Документально известно, что первые торговые татары поселились рядом с Оренбургом в 1744 году и основали село Каргалы, или Сеитову слободу. В документах тех лет село называлось Оренбургской подгородной Сеитовской слободой и располагалось на речке между Оренбургом и Сакмаром. Оно имеет и другое название — Каргалинская слобода. Сейчас село Татарские Каргалы находится в 18 километрах от Оренбурга. Как видим, поселение Каргалы никогда городом не было, а являлось подгородной слободой.
Далее Тукаев пишет: «Как рассказывают старожилы, первые переселенцы спустя некоторое время после приезда взяли у башкир землю в аренду на 50 лет. На руках у Абельнагима Мухамматлатипа имеется арендный договор, датированный 25 апреля 1809 года. Его прадед Юсуф-купец, переселившийся в Стерлибашево из Каргалов, построил здесь поташный завод. Упомянутый договор об аренде земли у башкир подписывал он. Насколько известно, это был уже третий договор (выделено мной — М. С.) об аренде земли, каждый из которых заключался на 50 лет. Следовательно, стерлибашевцы начали арендовать земли у башкир за 100 лет до 1809 года. А до получения первой бумаги об аренде земли они прожили здесь примерно еще лет тридцать. Таким образом, можно сделать вывод, что Стерлибашево основано где-то в 1680 году».
А вот о чем говорят исторические факты. Согласно архивным документам Российского государственного архива древних актов (Москва), будущие основатели Стерлибашево в 1744 — 1757 годах проживали в Сеитовской слободе Оренбургской губернии (то есть в Каргалах). А 15 мая 1757 года 15 торговых татар этой слободы во главе с муллой Гусейном Абдрахмановым взяли договорное и поверенное письмо у башкирцев Уфимского уезда Ногайской дороги Юрматинской волости. Они отдали торговым татарам с общего мирского согласия и в оброчное владение на 50 лет земли с оплатой на каждый год по 20 копеек.
Имя муллы Гусейна в документе повторяется еще трижды. Называют его также Хусейном. Кроме него, основателями Стерлибашево являются Субхангул Рахманкулов, Якуп Чирюгин, Гали Мысраев, Сеит Уразов, Зягар Бямякеев, Амин Бимякиев, Юсуп Айдаров, Абдулзалил Муслюмов, Муслюм Асянов, Муса Бекметев, Абдулсалям Юсупов, Шарыпкул Мамметкулов, Зягафар Беккулов и Мясягут Юсупов. Все они подписывались под договорным письмом, а неграмотные ставили свои тамги. Без этих подписей Уфимская провинциальная канцелярия эту сделку не признала бы законной. 29 ноября 1757 года эта запись была оформлена в Оренбурге в управлении крепостных дел на 50 лет.
25 июня 1758 года башкирцы Юрматинской волости дали вторичную запись этой группе торговых татар об аренде ими земли на 49 лет. Таким образом, это была третья сделка стерлибашевцев. Во всех сделках участвовали все те же 15 человек, и все это произошло в течение двух лет.
Таким образом, первое договорное письмо предки стерлибашевцев получили в мае 1757 года и в том же году, переселившись из Сеитовской слободы (Каргалов), основали на речке Стерля свое селение. Именно с этого времени и идет отсчет истории села, до этого срока эта земля была для них чужой.
Об этом же сказано и в записи от 25 июня 1758 года: «И та наша отданная им, сеитовцам мулле Хусейну и его товарищам, на оброк земля и угодья прежде сего иным не отданы, и впредь ее до означенного сроку другим никому не продавать и в оброк и в заклады не отдавать».
Словом, стерлибашевцы могли только воспользоваться арендованной землей, а продавать ее другим и пускать на эти земли сторонних лиц не могли. По истечении 49 лет эта территория вновь была отдана стерлибашевцам в арендное владение на 50 лет. О чем и пишет М. Тукаев. Но это была уже четвертая сделка, случившаяся 25 апреля 1809 года. А после 1832 года эти земли были вообще закреплены за стерлибашевцами «в вечное потомственное владение».
Автор брошюры, на наш взгляд, грубо ошибся в расчетах, почему-то решив, что три первых договора-сделки были совершены с интервалом в 50 лет каждый. В то время как все они были оформлены примерно в одно и то же время — в 1755 — 1757 гг. И только четвертая — в 1809 году. Словно у нерадивого электрика, последовательное соединение событий было перепутано с параллельным. Отсюда и цифра на столбах при въезде в село (1680 год), откинувшая подлинную дату основания Стерлибашево на полтора века назад.
Кстати, на картах Уфимской провинции за 1737 и 1755 годы с. Стерлибашево отсутствует, его тогда попросту не было. Да и Хусаин Абдрахманов — основатель села — родился только в 1693 году. Район мог бы увековечить его имя.
Но вернемся снова к М. Тукаеву. Он пишет: «Первым муллой в Стерлибашево был человек по имени Мунасип. Это относится примерно к 1710 — 1720 годам. А первая мечеть и медресе были построены в селе в 1724 году. Настоятелем мечети был Хусаин мулла, сын Габдрахмана. Он совершил первый пятничный намаз в новой мечети, первым начал давать уроки в медресе».
Как, спрашивается, в 1710 — 1724 годах могли быть основаны селение, мечеть и медресе, когда сама Сеитовская слобода (она же Каргалы), откуда переселились будущие стерлибашевцы, была основана только в 1744 году?
И как мог мулла Хусаин быть первым настоятелем первой мечети и первого медресе, если он в 1757 — 1758 годах участвовал во всех трех сделках об аренде земли? А мулла Хусаин Габдрахманов и мулла Гусейн (Хусейн) Абдрахманов — это исторически одно и то же лицо.
В сентябре 1788 года по указу Екатерины Второй в Уфе было учреждено, а в 1789-м стало функционировать первое в истории Духовное управление мусульман России. Сын Хусейна-муллы Мухамметжан Гусейнов был высочайшим указом назначен первым муфтием нашего государства. Возглавлял муфтий Оренбургское Магометанское Духовное Собрание (так тогда именовался нынешний ЦДУМ России) с 4 декабря 1789 по 1824 год, посвятив всю свою жизнь духовной деятельности. Родился он в 1756 году в Каргалинской слободе, образование получил в медресе своего села, затем обучался в Бухаре и Кабуле.
Обратимся к статистическим данным. В сборнике «Населенные пункты Башкортостана», ч. 1, приводятся данные по Стерлитамакскому уезду Уфимской губернии за 1877 год:
«2722. Стерлибаш. Деревня. При речке Стерля. Расстояние от уездного города (Стерлитамака — М. С.) в верстах — 50. Число дворов — 100. Число жителей: мужского пола — 375, женского пола — 358. Этнографический состав населения — башкиры. Имеется 1 мeчеть. Училищ — 30 (центр духовно-учeбных заведений Оренбургского края). Мельниц водяных — 2.
Государственных крестьян из ясачных татар: 71 (мужчин) и 62 (женщин); башкир — 226 (мужчин), 187 (женщин); мещеряков (на 1850 год) — 92 (мужчин), 14 (женщин)».
Остается только сожалеть, что единожды неверно представленные и запущенные в научный оборот исторические факты, искажение даты основания села привeли к удручающим краеведов и историков трактовкам. Так, в одной из местных книг, где рассказывается о М. Тукаеве, отмечается, что он своей деятельностью восславил Стерлибашево на всю Россию и даже на весь тюркский мир. Здесь же читаем, что количество медресе в Стерлибашево доходило до 40. Даже при самом богатом воображении это сложно представить. Как и то, что здесь якобы учились Салават Юлаев, Кинзя Арсланов, Заки Валидов (Валиди). Да, зданий, где жили шакирды стерлибашевского медресе, было около 30 (в статотчетах они фигурируют как училища), но это говорит только о большом количественном составе духовного учебного заведения. Обучающихся здесь было очень много (до 700 человек), приезжали со всех концов империи люди разных национальностей. Но медресе было одно — знаменитое стерлибашевское. А ведь фантазерский беспредел может вполне и дальше продолжаться и вносить сумятицу в хронологию событий.
Как, например, такой. Уже ходят разговоры о том, чтобы отметить в 2024 году 300-летие со дня образования стерлибашевского медресе. За точку отсчета берется все тот же тукаевский вывод о 1724 годe. Документальных подтверждений всему этому, естественно, нет. Вся эта ситуация напоминает юмореску известного сатирика М. Задорнова: если праздника нет, а душа его трeбует, значит, надо придумать какой-нибудь юбилей.
Конечно, быть патриотом родного края, любить его — это очень важно, но ведь надо еще иметь чувство меры и, конечно, обладать элементарными знаниями. Истина превыше всего. Поэтому нужно, чтобы с опорой на факты была выстроена четкая, документально обоснованная линия, связанная с историей основания и развития Стерлибашевского края.