Разговоры о повышении пенсионного возраста в нашей стране велись так давно, что большинство успело расслабиться и перестать относиться к ним всерьез. Как оказалось, напрасно: законопроект, отдаляющий заслуженный отдых на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин, недавно был внесен на рассмотрение Госдумы. Увы, суровая демографическая реальность такова, что пенсионеров в стране с каждым годом прибывает, а тех, кто зарабатывает для них пенсию, напротив, все меньше и меньше. Но хотя чиновники сегодня твердят о том, что наши 60-летние граждане все как один здоровы, активны и молоды душой и телом — ну просто грех так рано в пенсионеры записываться — многие почему-то их энтузиазма не разделяют.
А ну-ка доживи!
— Может, конечно, у кабинетных работников и хватит здоровья так долго работать, — возмущается 51-летняя Альбина, маляр-штукатур по профессии. — А как насчет тех, кто трудится у станка, за рулем, на строительных лесах, в сельском хозяйстве? Я лично болячек за свою трудовую жизнь уже немало заработала. Считала время до пенсии, собиралась жить на даче, с внуками гулять, и вдруг мне «продлят молодость» на четыре года. То-то сразу здоровья да бодрости прибавится! Дожить бы еще до заслуженного отдыха…
С экранов телевизоров звучат обещания поднимать пенсионный возраст плавно и поэтапно, с длительным переходным периодом, но так оно выглядит лишь в масштабах страны. Для отдельно взятого гражданина никакой плавности не предвидится. Еще вчера человеку до пенсии оставалось, допустим, шесть лет, а завтра раз — и уже 12. Сколько именно — каждый первым делом для себя подсчитал. И кому от этого переходного периода легче? Разве что позлорадствовать, что молодому соседу больше твоего годков накинули.
Каждый четвертый пенсионер и сегодня работает. Над кем-то и впрямь годы не властны и сил еще достаточно, где-то начальство уговаривает незаменимого работника остаться, кому-то без общества не жизнь, а кто-то скучает и не может найти себе дела дома. Но, согласно различным опросам, около 80 процентов пожилых людей продолжают работать исключительно потому, что прожить на пенсию им кажется невозможным. Часто при этом они идут на спокойную работу вахтеров, лифтеров, сторожей, гардеробщиц с зарплатой 7 — 10 тысяч. Мизерная зарплата плюс небольшая пенсия — и жить уже вполне можно. Но только при условии, что есть и то, и другое.
В кругу знакомых многие старше 50 лет с нетерпением ожидают наступления пенсионного возраста, но вовсе не для того, чтобы вязать носки и смотреть сериалы, наслаждаясь заслуженным отдыхом. Они собираются продолжать работать на старом месте, «пока не выгонят или здоровье не подведет», радуясь лишь добавке к зарплате в виде пенсии — пусть небольшой, но воспринимаемой как честно заработанный бонус. И расставаться с этим бонусом совсем не хочется.
Старики в бой не идут
— У меня сын в том году получил диплом экономиста, но до сих пор не может найти нормальную работу по специальности, — жалуется знакомая. — А если еще все вчерашние кандидаты в пенсионеры останутся на своих местах, то куда вообще молодежь должна идти работать? И так сегодня многие молодые люди идут торговать, таксовать да маникюр делать, забыв про свои дипломы.
Действительно, рынок труда не резиновый. И если в него каждый год будет вливаться молодое пополнение, а отток пенсионеров вдруг существенно сократится, то чего нам ждать? Роста безработицы? Или, может быть, чиновники позаботятся о создании новых рабочих мест, чтобы их хватило для увеличившейся армии трудящихся? На ум приходят в первую очередь центры занятости населения: вот уж где точно потребуется множество новых сотрудников, чтобы справиться с потоком «возрастных» безработных.
Уже сегодня у нас процветает возрастная дискриминация при приеме на работу: человеку старше 45 устроиться на приличное место очень непросто, если он не редкий и ценный специалист. Многочисленные исследования и опросы подтверждают: только 7 — 10 процентов работодателей готовы принять сотрудника старше 45 лет. А уж шансы на трудоустройство тех, кому за 50 и тем более за 60, и вовсе стремятся к нулю. Считается, что такие работники более медлительны, плохо обу;чаемы, быстрее устают и часто уходят на больничный. И это во многом правда.
Правительство в ближайшее время предложит ряд целевых программ, призванных решить проблему невостребованности на рынке труда граждан предпенсионного возраста, сообщила вице-премьер Татьяна Голикова. Может быть, и с дискриминацией что-то удастся сделать? Например, квоты ввести на каждом предприятии на возрастных граждан. Так прямо и писать в вакансиях: «Требуются сотрудники старше 50 лет, молодых специалистов просим не беспокоиться!»
Вместо внуков — правнуки
У чадолюбивых дам в годах и их детей свои невеселые подсчеты. В их семьях планировалось, что пенсионерки помогут с внуками, чтобы молодые женщины могли спокойно работать. Но после принятия нового закона большинству мам придется рассчитывать только на себя.
— Мы с дочкой договаривались, что второго ребенка они с мужем родят, когда я выйду на пенсию и смогу ее подстраховать, — сокрушается 52-летняя Гульназ. — Молодой маме, то и дело уходящей на больничный, карьеры не сделать. А теперь что же, шесть лет ждать вместо трех? Дочери уже 30, этак, пожалуй, вообще не соберется…
Надо сказать, институт бабушек в нашей стране и так потихоньку отмирает: многие пожилые дамы предпочитают работать на пенсии вместо того, чтобы вставать на вахту к коляске и песочнице по второму кругу. Но раньше женщина, родившая собственных детей в 25 — 30 лет, выходила на пенсию аккурат к такому же их возрасту. А что, если пенсионный возраст наступит на восемь лет позже? Детям к тому времени будет под 40, бабушка выйдет на пенсию далеко не такой бодрой и здоровой, а внуки, скорее всего, уже вырастут. А то и правнуки успеют народиться. Может, со временем, если продолжительность жизни и впрямь будет расти, вместо института бабушек у нас появится институт прабабушек?
Молодо-зелено
Но хоть кто-нибудь инициативой правительства доволен? Если верить опросу, проведенному популярным интернет-порталом по трудоустройству, в Башкирии за повышение пенсионного возраста высказались восемь процентов респондентов. Те, кто ничего страшного в такой перспективе не видит, действительно есть. Как правило, пенсия для этих людей — весьма отдаленное будущее.
— У нас на предприятии и так никого на пенсию не выгонишь, сидят до последнего, — уверяет 30-летний айтишник Руслан. — Чаще всего это мужчины, конечно. И я их понимаю. Мужику что за жизнь без дела и без нормального заработка? На диване перед телеком сидеть — быстро загнешься.
— Моя мама в свои 60 все еще работает и выглядит куда моложе многих сверстниц на пенсии, — подтверждает 26-летняя медсестра Альфия. — Работа — это серьезная мотивация, чтобы беречь здоровье, стараться хорошо выглядеть. Мама так и говорит: «Выйду на пенсию — сразу в старуху превращусь, следить за собой незачем будет». Зачем людям стареть раньше времени? Пусть работают!
Те молодые люди, что с оптимизмом смотрят в будущее, заявляют: уж они-то точно в 60 лет записываться в старики не собираются, а будут жить активно, работать, путешествовать. Возрастная безработица тоже не пугает, они уверены, что станут востребованными специалистами и найдут себе работу в любом возрасте, или же к тому времени видят себя во главе надежного и прибыльного собственного дела. Кто знает, может, повышение пенсионного возраста и впрямь послужит им стимулом активнее завоевывать свое место под солнцем?
— Надо смолоду вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, тогда даже не заметишь, что пенсионный возраст пришел, — заявляет 22-летняя Анастасия, студентка и спортсменка. Жаль, конечно, что об увеличении пенсионного возраста не объявили заранее, лет этак за 30 — как раз новое, здоровое поколение пенсионеров успели бы вырастить. А нам-то, нынешним, что делать?
А как у них?
В странах бывшего СССР минимальный возраст выхода на пенсию женщин составляет 55 лет, мужчин — 60 (Украина, Беларусь, Узбекистан), максимальный возраст для женщин — 63 (Армения), для мужчин — 65 (Молдавия и Грузия).
В Европе работают дольше. Например, в Дании, Норвегии, Греции, Германии и мужчины, и женщины выходят на пенсию в 67 лет. В Великобритании возрастную планку планируют поднять до 68 лет.
В Китае до недавнего времени рассчитывать на пенсию могли только те, кто трудился на государственной службе и на промышленных предприятиях. Мужчины получали ее с 60 лет, женщины с 50 или 55 лет, в зависимости от рода деятельности.
А вот в ОАЭ мужчины получают право на пенсию в 55 лет, а женщины в 50, причем пенсия у них составляет 60 процентов от последнего заработка. Кроме того, в стране идут дискуссии о… понижении пенсионного возраста: больше половины жителей страны хотели бы уходить на пенсию в 45.