Несколько лет назад было принято решение о строительстве моста через Каму, который, как планировалось, в разы сократит дорогу из Башкирии в Удмуртию. Потом много чего было. Бастовали мостостроители, которым не давали денег, артачилась приемная комиссия... Но все же мост был сдан. А коли так — почему не махнуть на выходные в Ижевск с его удивительным зоопарком, музеями и своеобразной архитектурой?
— А наши автобусы в Ижевск не ходят, — пояснила кассир Нефтекамского автовокзала. — Почему? Да потому, что невыгодно. Вот пойдет паром — будут ходить.
Автовокзальное руководство на прямой контакт с прессой идти было не намерено. По крупицам удалось выяснить: мост построила удмуртская сторона. А коли так, она собирает за проезд по нему 350 рублей с каждого путь держащего. Но это никак не устраивает башкирскую сторону. Как заявил, не без сарказма, один товарищ в «Башкиравтодоре» (автора куда только ни адресовали по ходу подготовки материала): «Да, они строили. Но ведь упирается мост в нашу территорию. Вот возьмем, да кусочек отпилим. Пусть тогда веселятся себе!». Зато паром — наш! Заполучите, коварные закамцы, скоро ледоход пройдет, и вот тогда...
Как же тогда добраться до Ижевска, кроме как старой испытанной «железкой»? Оказывается, выход есть. Найдите в интернете или прямо на Южном автовокзале Уфы Саню (не только его — Ильдар, Борис, Жека тоже возят в Удмуртию). Саня прямо заявил:
— До Ижевска четыре тысячи машина, то есть по одной тысяче с пассажира. В любое время дня и ночи. Проезд по мосту включен в общий сбор. Это вообще классно, что мост построили. А то прежде — сиди на переправе или двигай по льду вкруговую.
Чем дальше — тем больше дух захватывает. Оказывается, по маршруту Ижевск — Уфа автобусы ходят. Причем ежедневно два раза в сутки. И стоимость проезда до Южного автовокзала Уфы — 910 рублей. Но в обратный путь — до Ижевска — они уже не идут. Маршрут не согласован с башкирскими чиновниками. И тем не менее...
Он представился Алексеем. И на вопросы стал отвечать только потому, что помог старый мой товарищ, имеющий некоторое отношение к поддержанию порядка на трассах.
— Ну, мы чего? — Алексей в небольшом замешательстве. — Ну, мы из Ижевска народ привозим. А на обратном пути всех желающих собираем. Знаем, где они кучкуются. Деньги? Деньги себе забираем. Обратного рейса ведь как бы нет.
— И ни с кем потом не делитесь?
— Ну, вы вопросы такие задаете...
Езжай, Леха! Руби свои целковые, которые прут мимо сразу двух республиканских бюджетов. Кому-то это, наверняка, крайне выгодно.
Но ведь есть же органы, причем многочисленные, которым под силу разрулить ситуацию одним телефонным звонком. Завотделом «Удмуртавтотранса» Алексей Ильин немедленно отфутболил в минавтотранс России. В «Башавтотрансе» посоветовали обратиться в Госкомитет республики по транспорту или в «Башкиравтодор». В «Башкиравтодоре» ответили не совсем печатно. В переводе звучит примерно так: «Нам до этого моста дела нет». В Госкомитете развели руками. Но попросили при этом официальный запрос на фирменном бланке от редакции. Тогда, дескать, может, и поговорим.
О чем поговорим? О том, что для частника Сани и его коллег угроханы сотни миллионов на мост через Каму? Что вот он, мост наш родной, стоит себе, да ездить по нему желающих не так много? Или о том, что самой осведомленной в сути вопроса оказалась кассирша на автовокзале Нефтекамска?
Но тогда ответьте мне на один вопрос: Габдрахман Хасаньяншин живет в Нефтекамске, а работает в Удмуртии. Специалист уникальный, не всюду сыщешь. И вот ежедневно платит он по 700 рублей за проезд туда-обратно на своей «десятке». В итоге выручает мизер за месяц, но на пенсию одну сегодня не проживешь.. Вот ему как быть? Ничего-ничего, Габдрахман Исмагилович, скоро паром пустят, заживете...
Прежде был хороший обычай. Между деревнями, которые разделяла река, мужики всем миром рубили навстречу друг другу мост. Ставили «быки», мастерили перила. А в конце работы на середине моста замахивали за дружбу, да за то, чтобы переправа долго служила! Что-то потеряли мы в суете мирской.