Все новости
Cоциум
11 Августа 2017, 14:40

Штукатурочки-матурочки

Почему явно мужская профессия стала женской?

Есть стойкое убеждение, что слабые женщины штукатурят лучше сильных мужчин.
Есть стойкое убеждение, что слабые женщины штукатурят лучше сильных мужчин.
Уверен, читатели «РБ», не особо напрягаясь, правильно переведут заголовок с «уральского» языка на русский — штукатуры-красавицы. С красавицами журналист познакомился в минувшую пятницу на одной из строящихся высоток по улице Энтузиастов в Уфе, где состоялся республиканский конкурс профмастерства среди штукатуров.

Двенадцать строительных фирм из Уфы, Стерлитамака, Туймазов, Октябрьского, Чишмов направили сюда по одному звену — из двух лучших своих штукатуров. Абсолютное большинство — десять звеньев — женские. В оставшихся двух сочетался неожиданный мужской интернационал: два гражданина Северной Кореи Ли Сен Чер и Ли Чун Чер, работающие на субподряде в уфимском «Госстрое», и два армянина Вардан Азизян и Гамлет Геворгян из другой уфимской компании.

Вот тут посетили меня следующие журналистские размышления. В каких спортивных состязаниях мужчин выставляют рядом с женщинами? Ни в каких! Да, здесь не спорт, здесь работа, причем требующая физической силы, отменного здоровья и выносливости. Кто-то из знаменитых марафонцев сказал: из двух равносильных людей побеждает выносливый. Так оно и произошло в конкурсе штукатуров.

Поэтому не утомляя читателя описанием того, как женщины месили раствор 10-килограммовыми миксерами, набрасывали его на стены, ровняли и глянцевали, обливаясь седьмым потом, сразу же сообщу результаты.

Победу одержало звено из «Уфастроймонтажа» в составе сестер Ралии и Лилии Шарафутдиновых. Второе и третье места завоевали звенья из группы компаний СУ-10 в составе Гульназ Зигетбаевой и Алены Алексеевой; и «Инвестподряда» — Ольги Шаминой и Залиры Гайфуллиной. Женская выносливость стала решающим фактором в этой некорректной борьбе. Да, некорректной, как мне показалось.

Когда двухметровым правилом — так называется основной штукатурный инструмент — разравнивают по стене раствор сухопарые и ловкие северо-корейцы или крепенькие загорелые армяне — это одно, а когда под той же спецодеждой угадывается объект интереса всех живописцев мира — фигура женщины, — это совсем другое. Ни в какие эстетические и этические рамки!
За два с половиной часа конкурсного времени Сен и Чун не вспотели ни на грамм, двигались быстро, но не спеша, с достоинством. Любо-дорого было смотреть. Женщины же раскраснелись, волновались, всем хотелось победить. «На ковре» явно сошлись далеко не равноценные био-, и психотипы. Попробовал представить на миг в спецодежде таких див телеэкрана, как Анастасию Волочкову или Анфису Чехову, — не представляются. А вот любая из штукатурщиц могла бы украсить телеэкран благодаря главному женскому козырю — естественной и искренней улыбке, которую давно утратили дивы телешоу.

— Где-то 30 лет назад группа работников «Стерлитамакстроя» ездила в Белоруссию для изучения опыта, — вспоминает директор Союза строителей РБ Виктор Коротун. — Там уже тогда на стройках не использовался женский труд, в штукатурах были одни мужики. Конечно, это не женское дело. Но в Белоруссии развита легкая промышленность, там занята их прекрасная половина.

— Женщины-штукатуры — явление чисто российское, ментальное, — попробовал докопаться до корней проблемы другой член оргкомитета, представитель саморегулируемой организации «БашстройТЭК» Борис Шнейер, явно намекая на то, что эта профессия навечно обречена у нас на женское лицо.

— Настоящих мужчин становится все меньше и меньше, потому что дети в детских садах и в школах под надзором женщины. Воспитателей-мужчин нет вовсе! — высказалась директор колледжа Руфина Рафай.

Точка зрения журналиста — закрыть доступ женщинам на стройки — расколола оргкомитет конкурса на группы. Каждая стояла на своем. Да, история России имеет четкое разделение на главы: военные потрясения, реформы, перестройки. После них, как правило, разрушается экономика, гибнет в столкновениях мужская половина, ее восполняет за станками и тракторами женская. Горькие уроки истории не идут впрок.

Есть еще сугубо экономические перекосы. Например, сегодня со строителями заказчики рассчитываются спустя 90 — 100 дней, а налоги и зарплату надо платить ежемесячно. Люди начинают увольняться. За последние пять лет в республике развалилось, как сказал Виктор Коротун, более трехсот строительных организаций. К тому же не восполняются оборотные фонды, за счет которых предприятия могли бы обновлять технику и технологии, позволяющие сократить долю тяжелого женского и вообще ручного труда. Так, готовясь к конкурсу профмастерства, его организаторы не смогли, хотя очень старались, подготовить для участников оснащенные по последнему слову техники рабочие места. Не нашлось в достаточном количестве такой техники. Хотя есть полностью механизированные приемы штукатурки, когда готовый раствор подается на этажи по шлангам, когда он набрызгивается из сопла, а не вручную. Есть много других достижений. Но они не по карману строительным организациям, пока отрасль будет финансироваться по остаточному принципу.

И еще. Только три процента выпускников строительных колледжей идут трудиться по профессии, остальные «растворяются» в других отраслях. Зарплата маленькая, работа тяжелая. Говорят, на штукатурных работах в сезон, то есть в теплые месяцы, заработок достигает 90 — 100 тысяч рублей. Дескать, поэтому женщины из числа старых кадров держатся за эту профессию. Как правило, это те женщины, которые по разным причинам воспитывают детей одни, без мужа. Но таких, с повышенным чувством родительской ответственности, становится все меньше: молодые, воспитанные на телешоу, в штукатуры не бросаются и рожать детей не спешат. А по поводу статысячных зарплат даже у самих участниц конкурса есть сомнения.

— Мы получаем в месяц до 15 тысяч рублей, — признались штукатуры из «Промекса» Надежда Хаджибаева и Лилия Мухаметрахимова. Обе вдовы, имеют по двое детей. «Я 40 лет на стройке, — исповедуется Надежда. — Работала в Ташкенте, муж погиб, в Ленинабаде семья жила в трехкомнатной квартире, эту прекрасную квартиру пришлось оставить в годы перестройки. Мы женщины, брошенные прежними руководителями государства. У нас нет выбора, поэтому работаем штукатурами».

Никто из опрошенных в тот день не осмелился сказать, что штукатур — профессия женская. Победители тем не менее женщины. Просто они выносливее мужиков. Но мужиков в ранге топ-менеджеров и выше это не оправдывает.
Читайте нас: