Путь от гостиницы до администрации Бурзянского района минут на пять пешочком, не более. И пока шла, навстречу то и дело попадались местные ребятишки. И все они со мной, совсем незнакомой тетей, приветливо здоровались. Оказывается, это очень приятно! А то ведь мы начали забывать про такое чудесное проявление правил хорошего тона исконно деревенского образца…
Здесь чудеса, здесь медведи бродят
Хотите лучше и больше узнать про башкир, про самобытную культуру и менталитет, познакомиться с историей, национальными обычаями и традициями? А еще с природой Южного Урала... Тогда вам — в Бурзян!
Сколько раз здесь бывала, но джо сих пор не перестаю удивляться. На востоке этот благодатный край упирается в водораздельный Уралтау, на западе — в могучий Калу, между которыми высятся Крака и Юрмата. Дело даже не столько в суровой и нежной одновременно красоте, сколько в его первозданной «дикости».
Могучие корабельные сосны и древние лиственницы высятся чуть ли не в каждой деревне рядом с домами. Чуть-чуть отъехав в лес, можно повстречаться с медведем. Это живая кладовая множества исчезающих животных, птиц, насекомых и растений, давно занесенных в красные книги. Да и где им найти прибежище, как не в Бурзяне, сорок два процента территории которого имеют статус особо охраняемых природных объектов. Здесь расположены заповедники «Шульган-таш», Башкирский природный заповедник, заказник «Алтын солок» и треть национального парка «Башкирия».
Здесь практически нет производственных предприятий, да и сельским хозяйством заниматься тоже нет особой возможности — 86 процентов территории — леса. На одном квадратном километре в среднем не больше четырех человек. Просто рай для туриста.
— Богатая природа, достопримечательности делают наш Бурзян сказочным краем для гостей и туристов. И мы должны сохранить эту красоту для будущих поколений, — говорит глава Бурзянского района Рустам Шарипов.
— Я еще школьницей приезжала сюда с мамой. А сейчас просто потрясена. Лет семь назад здесь практически ничего не было, никаких удобств. А сейчас около самой пещеры образовался целый туристический поселок, — говорит уфимка Айгуль Аитбаева. — Правда, при этом призналась, что сами они ночуют в палатке на берегу Белой. Каждый выбирает, что ему больше по душе — комфорт или романтика.
— Тут изобилие разных сувениров, продают их в специальных домиках. Все цивилизованно. Целую охапку всякой всячины набрали, — поддержал супругу Артур. Положительно отозвался и о кафе — кормят вкусно и недорого. Молодожены, побывавшие на отдыхе в Египте, рады, что наконец-то добрались и до Каповой пещеры.
По словам руководителя туркомплекса «Акбузат» Галии Амировой, 13 коттеджей могут принять за раз до полусотни гостей.
Пещера Шульган-таш не нуждается в рекламе. Грандиозное творение природы. Три километра подземных ходов с крупными залами, галереями и озерами. Молодой экскурсовод Айнур сразу предупредил — мы пройдем только 370 метров вглубь. Дальше проход для туристов закрыт — для сохранности наскальных рисунков, около 200 образцов художественного творчества древнейших людей.
Несколько лет назад мне посчастливилось встретиться с известным французским ученым, специалистом по наскальной живописи Филиппом Милораном. Он специально приехал в Бурзян для научных исследований. «Увиденное превзошло ожидания, хотя нас трудно чем-либо удивить, — сказал ученый. — Рисунки в Шульган-таше просто уникальны, имеют огромное значение для всего мира». Рисунки сделаны в основном охрой, их возраст около 18 тысяч лет. Изображены мамонты, лошади и другие животные, есть редкие изображения углем. Самые древние из них появились в эпоху раннего палеолита. Краски же сохранились так, будто вчера все было нарисовано.
Название пещеры произо-шло от башкирских слов «таш» — камень и «Шульган» — название реки, протекающей рядом. А откуда же взялось название «Капова пещера»? Здесь мнения ученых разделились. Одни считают, что это звук капающей воды. Вторые придают месту сакральный смысл, отсылая к слову «капище».
Не так давно археологи обнаружили здесь древнее захоронение. Нашли несколько черепов древних людей. Один из них принадлежал девушке. Как объяснил экскурсовод, ее принесли в жертву. Оказывается, Шульган-Таш был местом проведения обрядов.
Там, где и маралам вольготно
В Бурзяне точно есть места, куда никогда не ступала нога человека. Башкирский заповедник — один из старейших в России. Здесь сохранена экосистема, складывающаяся миллионами лет. Заповедник лежит в той части Урала, где основные хребты Крака и Уралтау распадаются на сеть причудливых возвышенностей. Не зря некоторые древние авторы называли Уральские горы Башхырт — главный хребет.
Заместитель директора заповедника Ильшат Киньякаев приглашает забраться на двухуровневую смотровую вышку. Зрелище открывается незабываемое.
Одна из достопримечательностей заповедника — маралы. В 2013 году из Алтайского края завезли пять самок и четырех самцов.
А накануне войны для восстановления некогда обширного поголовья в Башкирский заповедник доставили 39 алтайских маралов. Олени хорошо прижились — в середине 80-х годов было тысячи голов. Позже началось повсеместное истребление. Вот почему было решено пополнить стадо. Красивые создания, грациозные… По одной из легенд прародина башкир именно Алтай. Так что маралы в Башкортостане — свои среди своих!
В заповедник приезжает много туристов. Но тем, кто озабочен поглощением водки под жирный шашлык, отправляться сюда, пожалуй, не стоит. Этим можно заняться под любой березкой, не отъезжая далеко от города. Здесь ждут тех, кто понимает толк в познавательном и экологическом туризме, кто хочет живого общения с первозданной природой. Их осторожно повезут по шести экологическим тропам.
По заявкам туристов в заповеднике проводят мини-сабантуи, национальные праздники и фольклорные вечера.
Бурзянский мёд, он вкусный самый
В древнейших наскальных рисунках в Шульган-Таше есть изображения пчел. Страшно даже представить, в какую глубь веков уходит корнями местное пчеловодство! Не зря бурзянский мед считается эталоном настоящего башкирского меда. Бортничество как промысел во всем мире сохранился только в Бурзяне. Да и здесь этим искусством владеют меньше пяти десятка людей. Дело это очень тонкое. Ведь для бортевого пчеловодства главное условие — первозданность окружающей среды и избыток медоносных растений. Это есть только в Бурзяне! А второе условие — люди, умеющие заниматься древнейшим промыслом. Современное бортничество держится главным образом на семейных династиях. Среди них и Исанамановы. В эту поездку мне удалось застать одного из представителей славного рода — Алима Аксановича. Он даже сам не может точно сказать, в каком поколении бортевик. Весь их род во все времена занимался этим ремеслом. У него самого есть борти, которым 150 и более лет. На всех братьев насчитывается около 50 бортей. А раньше башкиры держали их до пятисот, а то и больше.
— Нас в семье 12 детей, из них семеро сыновей. Из семерых четверо занимаются бортничеством, — рассказывает Алим. Конечно же, обычное пчеловодство проще и выгодней. Но, как он сам отмечает, кто-то ведь должен озаботиться сохранением древнейшего промысла башкир.
Оказывается, для устройства бортей чаще идет сосна, реже лиственница или дуб. Именно сосновая смола составляет основу целебного прополиса. Размер борти зависит от толщины дерева. У каждого рода была своя тамга — знак родовой собственности. Говорят, ставить свое клеймо начали еще во времена Золотой Орды — для удобства сбора ясака с башкирских племен.
В устройстве борти есть что-то особое, иррациональное. Иногда мастер сделает борть по всем правилам, а вот пчелам не нравится. А иногда случается наоборот. Вроде бы и сделано все не так аккуратно, а пчелы так и вьются вокруг. Для этого дела мало иметь способности столяра-высотника, нужна интуиция. Подойдет борть или нет — решает отряд пчел-разведчиков.
Человек редко беспокоит бортевую пчелу, мед забирают лишь осенью, по примете — когда поспевает лопух. Из каждого дупла получают до пяти килограммов меда.
Он жиже обычного и слегка горчит.
— Мед, конечно, любой полезен. Но бортевой все-таки лучше, потому что пчелиное жилище составляет единый организм с деревом, с лесом, со всей природой, — объясняет Алим.
В Бурзянском районе агротуризмом заинтересовались лет семь-восемь назад, но не слишком далеко продвинулись. Наверное, трудно осознать: то, что для местных жителей привычно и буднично, для приезжих очень необычно. Минзия Хатыпова — из Самарской области. Приехала сюда в гости да и влюбилась бесповоротно в этот край. Осталась жить, организовала крестьянско-фермерское хозяйство, занялась агротуризмом.
Ее владение находится недалеко от райцентра, но место действительно райское. Минзия Равильевна не жалеет сил и времени, чтобы хутор соответствовал громкому названию «Башкорт иле» — «Страна башкир».
— Можно просто ездить по красивым местам, а можно ведь еще и знакомиться с обычаями и традициями, — говорит предпринимательница.
Первым делом она постаралась создать комфорт для гостей. Чтобы могли останавливаться в добротных, уютных домах. В хозяйстве должна быть именно простая, домашняя обстановка, чтобы человек мог насладиться звенящей тишиной, ощутить радость единения с природой. Хотя и развлекательная программа есть. Но не удалые пьянки и гулянки — демонстрируются древние обряды. Оказалось, туристам очень нравится, когда показывают свадебный обряд.
Если наглядно показать, как, например, добывается мед, как ухаживают за козами, как их доят, готовят курут или домашний сыр, а потом дать отведать, так сказать, «не отходя от кассы», — равнодушных не будет. Угощают гостей в основном национальными блюдами. Все продукты свои — из леса, с огорода, из-под коровы и курицы.
Хозяйка хочет расширить сеть маршрутов. Ведь есть места, куда туристы не заглядывают — родина знаменитого Алдар-батыра деревня Атиково, где есть его пещера. Да и сплав по Белой интересует многих, предложения порой не поспевают за спросом.
События знаменитого эпоса «Урал-батыр», который считается одним из семи чудес Башкортостана, разворачивались в Бурзяне и на сопредельных территориях.
Родина другого знаменитого героического эпоса «Акбузат» тоже Бурзян. Акбузат — крылатый конь, друг, помощник и советчик батыра Хаубана — правнука Урал-батыра. Не удивительно, что символом Всемирного курултая башкир является именно Акбузат.
Эпос «Бабчак и Кучек» тоже появился в Бурзяне.
Гористые берега реки Белой открывают целый мир пещер и гротов. Одна из наиболее известных пещер — «Сказка». Вход очень узкий, едва протискиваешься. Но буквально через три метра «выпадаешь» в просторный зал. Даже в лютый мороз здесь тепло, много потайных лазов, проходов, гротов. На стенах и потолке белые кальцитовые натеки, причудливой формы наросты и мелкие сталактиты.
Йылкысыкканкуль (озеро, из которого вышли кони)
Несколько лет назад в Бурзяне нам встретилась лошадь. Не просто рыже-пегая, она была похожа на верных спутников диких индейцев из вестернов с Гойко Митичем в главной роли. Как они оказались в здешних краях, никто не может сказать. Но есть своя легенда.
В старину у одного охотника была очень хорошая собака по кличке Куктуш — Серогрудка. Встретился однажды охотнику в лесу парень. Тому так приглянулась Куктуш, что стал он уговаривать хозяина отдать ему собаку. Обещал взамен табун лошадей, которых выведет из озера. Уговорил, взял собаку и вместе с нею нырнул в озеро. Вскоре вывел оттуда кобылицу. Севшему верхом охотнику сказал: «Езжай на этой кобыле. Вслед за ней выйдут из озера другие лошади — будут твоими. Только назад не оглядывайся». Промолвил это и исчез с собакой.
Едет охотник на кобыле и слышит сзади топот, ржанье лошадей. Не смог превозмочь любопытства — оглянулся. Тут же половина выходившего озера табуна кинулась обратно в водную глубь. Пошли за охотником лишь те лошади, что уже выбрались на берег. Были они пегой масти с серой спиной.
Местная порода таких лошадей не перевелась и поныне. А озеро получило название Йылкысыкканкуль — озеро, откуда вышли лошади. Вода в нем удивительного цвета — серая с синеватым отблеском.