Все новости
Cоциум
28 Мая 2015, 14:35

Значит, будем жить

Умиравшая прежде деревня переживает второе рождение

За семь лет супруги Хазиевы из дачников стали коренными жителями Атыка.
За семь лет супруги Хазиевы из дачников стали коренными жителями Атыка.
Неперспективные деревни пробуют спасти различными способами. Эту миссию пытались возложить на бизнес-сообщество, и в ряде случаев начинание оказалось успешным. Однако мало кто мог предположить, что спасение придет и с другой стороны. В некогда обезлюдевшие места все активнее едут горожане, решившие вернуться к земле. Причем не доживать — созидать. Яркий тому пример — судьба деревеньки Атык.
Бегом от цивилизации

Как шутят сами атыковцы, каждый знает о соседе больше, чем родители, жена и прокурор. Деревня быстро выявляет сильные и слабые стороны человека. А еще — дает шанс начать новую жизнь. Так случилось с Андреем — мужчиной средних лет, который долгое время жил и трудился в Уфе. Большой город пережевал и выбросил его на обочину жизни: потеряв квартиру, паспорт и веру в человечество, он вернулся в Атык, обжил одну из заброшенных избушек и начал строить свою судьбу заново. Строит с переменным успехом, а потому местные жители его периодически подкармливают и нередко оплачивают за него «коммуналку».

Похожая ситуация произошла и с никому не известной прежде старушкой. Несколько лет назад она переехала сюда жить, а спустя время ее приютила семейная пара. О бабуле они заботятся, как о самом близком родственнике.

Деревня, которую некогда чуть не поглотила буйная растительность, сейчас напоминает загородную усадьбу: чистенькие улицы, за околицей — изумрудная зелень. Словно древнее поселение, Атык с трех сторон огорожен подковой оврага. В самом низком месте он переходит в пруд, который сельчане обустроили всем миром, а затем зарыбили карпом и карасем.

— Грибы-ягоды у нас растут сразу за околицей, в лесу кабаны и лоси, а родниковая вода под завязку заполнена ионами серебра. Проверено! — воодушевленно рассказывает местный житель Тагир Хазиев. — Экологически чистыми мясом, яйцами и молочной продукцией мы обеспечиваем себя сами. А ведь в городе зайдешь в магазин — вроде, ничего не купил, а тысячи рублей как не было.

Вместе с супругой Зулирой он перебрался сюда ровно семь лет назад. Недавний обитатель Кандров — многотысячного села, застроенного многоэтажками, рассказывает об этом в лирическом тоне:

— Я же из Атыка родом. Бывая у родителей, всегда наслаждался звенящей тишиной. И, глядя на окошки заброшенных домов, мечтал здесь осесть, завести хозяйство. Конечно, у нас был сад-огород. Но это совсем не то...

В какой-то момент Хазиевы попросили выделить им здесь участок. Правда, никто не ожидал, что вчерашние кандринцы поставят на нем четыре столба — углы импровизированного дома, натянут меж- ду ними полиэтиленовую пленку, укроют постройку шифером и проживут в ней первые несколько месяцев. Местные жители недоумевали, а супруги только отшучивались — мол, очень уж нас к земле тянет. И последовательно возводили на участке хозблок с жилой комнаткой, коровник, завели быка, корову, теленка, кур-несушек. А в нынешнем году наконец-то достроили уютный и светлый дом.

— Неужели не хочется обратно, к благам цивилизации, — интересуюсь.

— Не-ет! Мы и у детей-то в Кандрах бываем наскоком, — отвечают дружно Хазиевы. — Чай попьем — и торопимся обратно. А что нам цивилизация? У нас здесь есть газ и свет, продукты покупаем, когда ездим в гости к детям. Недавно сюда пришло IP-телевидение, и теперь у нас больше 200 каналов. После тяжелого трудового дня — самое то. Нам только не хватает нормальной дороги до трассы.

«Временщики» в деревне не задерживаются

С появлением новоселов подворья стали пополняться живнос-тью… И впервые за долгие годы в деревне появилось небольшое стадо. Пока в нем 14 голов. Но лиха беда начало.
Немалая часть новых обитателей Атыка люди трудоспособного возраста. До работы они добираются на собственном транспорте. Благо, в двух километрах от деревни проходит федеральная трасса. А неподалеку, в лесочке, железнодорожный разъезд, где ходит электричка. По словам нескольких уфимцев, которые купили здесь дома, благодаря ей можно жить в Атыке, а работать в Уфе.

Существование в маленькой коммуне заметно меняет их мировоззрение. К примеру, многие «пришлые» атыковцы регулярно потчуют здешних старожилов продукцией собственных подворий: картошкой, молоком, сметаной… Свое бескорыстие объясняют тем, что пожилые люди помогали им на первых порах. И сегодня они возвращают им долг.

Другой пример: вместе со старожилами новоселы навели порядок не только в деревне, но и на небольшом местном погосте. А еще договорились выбрасывать мусор в специально отведенное для этого место. Эта договоренность не была нарушена ни разу.

Психологию человека думающего и совестливого деревня меняет очень быстро: большинство людей, купивших или построивших здесь дом, планировали использовать его как дачу. Но через несколько месяцев перебрались сю- да на постоянное жительство.

Впечатляет и другое: несмотря на растущее число жителей, до сегодняшнего дня ни один из них не был замечен в злоупотреблении спиртным. Недавно деревня даже получила благодарственное письмо Всемирного курултая (конгресса) башкир как один из самых трезвых населенных пунктов республики. При этом атыковцы совсем не ханжи и праздники проводят регулярно. Просто они не только любят, но и умеют это делать. Будь то день рождения, новоселье или сабантуй.

— Тридцать лет назад отец мне говорил: «Живи здесь, не ищи лучшей доли на стороне», — вспомнил, прощаясь, Хазиев. — Я его не послушал и лишь спустя годы понял его правоту. Если у человека есть голова на плечах — на земле он никогда не пропадет. Коль в последние годы деревни в округе прирастают новыми людьми, значит, и они мыслят так же. А это дает надежду, что деревня будет жить.
Читайте нас: