Напомним о сути «Домокомплекта». «РБ» уже рассказывала об авторе этой программы — ветеране лесной отрасли, директоре белорецкого «Нурлесстроя» Борисе Лисовском. Идея проста. Каждый житель республики, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение лесной делянки до 150 кубометров для строительства дома.
Но мало кто этим пользуется: попробуй обойди десятки кабинетов и собери подписи, попробуй разобраться, где твоя делянка, а потом попробуй свали этот лес, вывези, сделай сруб, сложи его и доведи до состояния теплого дома. Поэтому свое право люди продавали дельцам, которые постоянно ведут серый лесной промысел.
Борис Лисовский инициировал государственную программу, в которой остались три участника этой схемы: очередник, Фонд строительства социального жилья РБ и подрядчик. «Нурлесстрой» выступает в роли последнего. Хотя в каждом лесном районе может быть свой подрядчик, дающий рабочие места местным жителям.
Как мы уже знаем, «Домокомплект» народ и чиновники муниципалитетов приняли на «ура». Хвойный лес — прекрасный, проверенный веками материал. Технология простая. При конвейерной организации дома ставятся быстро. Найден ответ на главный вопрос о соответствии цены и качества — с этого при обсуждении проектов начинает любой разговор с бизнесом и чиновниками президент республики Рустэм Хамитов. Нуждающаяся семья бес- платно получает земельный участок, оформляет в Фонде строительства соцжилья заявку на комплект дома нужного размера и на льготный кредит в размере 300 тыс. рублей под пять процентов годовых на пять лет. Подрядчик транспортирует сруб до места назначения и собирает под конек. Устройство внутренних перегородок и установка межкомнатных дверей — за хозяином, по его желанию и вкусу.
И вот эту идею домокомплектов Борис Лисовский распространил на федеральную программу по обеспечению жильем детей-сирот. Пока в качестве пилотного проекта.
— Сколько неприятных ситуаций возникает, когда подростку, оставшемуся без родителей, по достижении совершеннолетия муниципалитет покупает на целевые бюджетные деньги жилье, мягко говоря, непригодное для жизни, — возмущается Лисовский. — Дело доходит до прокуратуры и судебных органов. Наше предприятие вместе с администрацией Аургазинского района решило опробовать другую схему: лес выделяется ребенку-сироте, «Нурлесстрой» включается в госпрограмму и строит дом. Правда, у проекта есть одно недостающее юридическое звено: сегодня дом на сироту на первые пять лет оформляется в социальный найм, а не в собственность. Программа же «Домо- комплект» предполагает иметь дело с собственниками. Я уверен, что вопрос найдет юридическое решение. Это зависит, в конце концов, от воли и доброжелательности работников юриспруденции и власти. Мы сделали первый шаг и верим в этот проект.
Сделала шаг навстречу сиротам и администрация Аургазинского района. На окраине села Толбазы, там, где строится новый микрорайон из индивидуальных домов, появилась...
Полный материал читайте в печатной версии газеты или
PDF-формате.