Детский образцовый танцевальный коллектив «Зульфия» при Детской школе искусств не относится к числу самых «пожилых» творческих коллективов Балтачевского района — ни по возрасту участников, ни по дате появления на свет. Зато перечню наград самого разного достоинства позавидует, пожалуй, не один столичный коллектив.
...Раушания Хасанова приехала в Старобалтачево двадцать лет назад из Тюменской области. Столь дальние странствия объясняются вовсе не любовью к путешествиям — родители Раушании родом из этих мест. Гали Сарватдинов, бывший тогда начальником отдела культуры, воспринял ее приезд как подарок судьбы — в поющем, танцующем районе не было специалиста по хореографии. Выпускницы Челябинской академии культуры и искусств, да еще с красным дипломом, просто так на голову не сваливаются. Упросил остаться на год. Получилось на двадцать лет.
Что, впрочем, не удивительно: тот первый год был как первый камень, заложенный в фундамент будущего знаменитого коллектива. Ведь приехала Раушания на пустое место: ни кабинетов, ни костюмов. Зато были пяти-шестилетние малыши с задатками будущих звезд. Из одного такого малыша спустя 20 лет вырос, например, директор районного Дома культуры Ильмир Фаритонов. Несмотря на почтенную должность, танцы не оставляет и в юбилейном концерте выступал как полноправный член коллектива. Кстати, о выпускниках — необязательно танцы становятся призванием воспитанников Раушании, но в любом вузе республики они нарасхват не только как старательные студенты, но и как практически профессиональные танцоры.
Росли не только дети, рос и сам ансамбль: от 18 пухлощеких крох, держащихся за мамину руку, до 105 танцовщиков ансамбля, получившего нежное имя «Зульфия». Не только оттого, что красивое (в переводе с арабского означает «кудрявая»), но и в честь заслуженной артистки Башкортостана, замечательной танцовщицы из Чишминского района Зульфии Кудашевой.
Все на свете неслучайно: в 2000 году, когда ансамбль получил звание «образцового», на свет попросилась дочка Раушании. Назвали ее, конечно (кто бы сомневался), Зульфией. Забегая вперед: с «тезкой» выросшая дочка в прекрасных отношениях — она тоже артистка «Зульфии». Так же, как и два ее брата, младшему из которых четыре годика. И все это стоически выносит папа — учитель по профессии, а значит, человек понятливый.
Можно сказать, «Зульфия» — ансамбль феноменальный не только по своим успехам: кого ни спроси, все руководители с сожалением поведают о нехватке сильного пола в составе коллектива. Ну не идут мальчики заниматься, по мнению многих родителей, немужским делом. «Зульфия» — приятное исключение из правил: девочки недостатка в партнерах не испытывают. «Характер, что ли, у меня такой — жесткий, когда надо, прямой и твердый, — смеется Раушания Рафаиловна. — Вот они и тянутся ко мне, общий язык мы находим быстро».
Может, потому даже отслужившие дембеля возвращаются из армии домой — и обратно в ансамбль. Иной раз уже с женами, чадами.
В копилке у «Зульфии» — башкирские, татарские, русские танцы. «Ну, и для разнообразия и экзотики — танцы народов мира, спасибо интернету», — констатирует Раушания.
Если выходишь на сцену, будь добр устроить любимой публике настоящий праздник — и для души, и для глаз. Проблемы сценических костюмов — головная боль многих творческих коллективов. «Сначала-то в ход шли подручные материалы — завалявшиеся тряпочки, бантики, — шила все сама, — вспоминает Раушания. — И даже мочалки, представьте. Скорее, репертуар подбирали под костюмы, а не наоборот. Сейчас в суть вопроса прочно вник глава администрации — костюмы доставляют из Уфы».
Не будем лукавить: пятилетние малыши, приходя в ансамбль, вряд ли глубоко задумываются о далеком будущем — сюда они являются скорее поиграть, побегать. «Если я вижу в ребенке ростки таланта, конечно, всеми силами стараюсь оставить его у нас, беря в надежные союзники родителей. А потом он и сам привыкает к коллективу, ко мне, к каждодневным занятиям, которые, что ни говори, хорошо дисциплинируют, — считает Раушания. — Поначалу он занимается для родителей, позже приходит осознание: это ему пригодится. Кстати, спокойные, тихие мальчики — мечта педагога — сюда не идут: у нас все очень энергичные, подвижные, шустрые. Был у меня один такой незабываемый ученик, сейчас студент третьего курса нефтяного университета. Юла! Ломалось и крутилось все: окна, стулья, но когда он выходил на сцену, забывал про все: это был настоящий артист, дар Божий. Правда, стоило ему сойти со сцены, все начиналось сначала!»
Где бы ни появлялась «Зульфия», она сразу обретает восхищенных поклонников, прежде всего, смеется Раушания, плененных богатыми костюмами. В 2000 году ансамбль гастролировал во Франции, Польше, Германии. Французы напропалую фотографировались с батырами неведомого Урала, а танцоры учились достойному образу жизни заморской страны. «Мы жили в колледже, — рассказывает Раушания, — так там даже комнаты не запирались. А принимали нас просто как своих детей».
Один известный дирижер жаловался на то, что в наших училищах воспитывают солистов, не умеющих играть в коллективе. Но того же принципа воспитания придерживается и Раушания, правда, ее солисты несколько другого толка — все они одного профессионального уровня, и разницы между примой и кордебалетом нет: в любой миг готовы подменить друг друга.
«Как переехала сюда из Сибая в 2010 году, сразу начала танцевать. И петь тоже. И то, и другое для меня — способ самовыражения, возможность чувствовать себя более раскованно, свободно».