Нас было пятеро, и вырастила нас мама одна. Отца отправили на войну в феврале 1942 года, вернулся он лишь осенью 1955-го. Самые тяжелые времена мы пережили без него.
Брат мой, Камиль Валеев, с детства был трудолюбивым, подвижным, в нас, братьях и сестрах, души не чаял. Он был нашей опорой, вторым отцом для меня и младшего брата Рамиля и радостью для матери. Все у него получалось, все удавалось.
Пойдем ли мы за ягодами — он первый наполнит лукошко самыми крупными, самыми спелыми. Картошку окучиваем — его ряды самые красивые, аккуратные. Свой ряд заканчивал раньше всех, нас подбадривал задушевной песней. А как он пел! Где бы ни был, что бы ни делал, везде и всегда пел. Зимой в сельском клубе фильмы начинались с большой задержкой: киномеханику долго не удавалось завести двигатель. Тогда зрителей развлекал брат. Он начинал песню, другие подхватывали, так время до начала фильма и проходило.
Подростком после уроков он возил на санках дрова домой и соседкам-старушкам. За это бабушки отдавали ему старые книги. Тетрадей не было, мы писали между строчек этих книг. А какие красивые лапти плели мои братья! Приделывали к ним деревянные подошвы, чтобы ноги не промокали — получались как настоящие туфли. Вот такими мастерами на все руки, находчивыми и работящими были мои братья Шамиль, Камиль и Рамиль.
Военное лихолетье приносит бесчисленные беды всем. А мы к тому же были еще родственниками «врагов народа»: наша мама Сара — родная сестра Ахмед-Заки Валиди, а дедушка по отцу — известный мулла Масалим Валеев, репрессированный одним из первых.
Обоих братьев нашей мамы арестовали и расстреляли в 1938 году. Как будто этих бед было мало: отец наш во время боя оказался в окружении и попал в плен к фашистам. Мы жили только своими силами, помощи ждать не приходилось. Даже в школе надо было платить за обучение, так как мы считались детьми военнопленного.
Мы окончили Макаровскую среднюю школу и продолжили учебу. Наша мать принадлежала к интеллигентному роду, каждый в семье стремился к знаниям. Поэтому все свои силы она приложила к тому, чтобы мы получили высшее образование. Она всегда помнила, как ее старший брат Ахмет-Заки повторял: «Учись, сестренка, учись».
Эти слова как завещание произнес, уезжая из дома. Оказалось, что это было прощание навсегда, больше им не суждено было увидеться. Мама сохранила стремление к знаниям на всю свою жизнь. Ради того, чтобы дети получили образование, пожертвовала самым, наверное, главным в то время: продала единственную корову и увезла детей в Макарово, где была средняя школа.
Брат мой Камиль окончил физико-математический факультет Башкирского пединститута имени Тимирязева. И там нам пришлось платить за учебу. Сына военнопленного не пустили в общежитие, он снимал квартиру. Так разлеталась вся его небольшая студенческая стипендия. Что только он не делал, чтобы хоть чуть-чуть заработать!
Разгружал вагоны на вокзале, на летних каникулах валил лес в леспромхозе. И для дома успевал наготовить дров, сена. При этом еще учился хорошо.
Ему очень хотелось продолжить учебу после института. Но его направили в Бурзянский район преподавать в школе. Брат и за эту работу взялся с энтузиазмом, как за все, что он делал. «Работы по горло, кроме уроков веду классное руководство в 8 А, являюсь председателем учебно-воспитательной части в комскомитете, в районе — член лекторской группы, член праздничной комиссии, участник художественной самодеятельности, там я пою», — так писал он в своем дневнике. Общественная ли работа, домашние дела, в школе учить или в вузе преподавать — ко всему он относился с полной ответственностью, более того, с удовольствием и энтузиазмом.
Вернувшись из Бурзянского района в Уфу, Камиль устроился лаборантом на кафедре общей физики Башкирского университета, затем поступил на работу в Челябинскую геологическую партию лаборантом и наконец-то получил долгожданное направление в аспирантуру Института физики Земли имени О. Шмидта. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию, его определили на работу в Институт геологии АН СССР. С 1967 года он работал в Башкирском университете, защитил докторскую, стал профессором. До конца дней заведовал кафедрой. С женой Галией воспитали троих детей. Брат не участвовал в модной тогда дис- куссии физиков и лириков. При этом, будучи ученым, он оставался душевным, чутким, поэтичным. Изредка изливал свои чувства в стихах.
Брат мой был прекрасным отцом, крепко любил своих детей. И никогда не оставлял без поддержки нас, своих близких. Каждый его приезд на каникулы превращался в настоящий празд- ник. Он любил петь вместе с мамой, оба хорошо играли на мандолине.
Период моего обучения в Куйбышевском политехническом институте совпал со временем учебы брата в аспирантуре в Москве. При выезде из Москвы он непременно об этом извещал меня телеграммой, а я спешила к стоянке поезда на куйбышевский вокзал. За несколько минут мы успевали поговорить обо всем. Однажды он остановился на день, чтобы посмотреть, как я устроилась, как живу. На зимние каникулы пригласил меня в Москву и показал город, водил в театры и музеи.
Его жизнь пронеслась, слов- но яркая звезда. И звезда эта никогда не погаснет. Брата моего помнит не только его семья. Он никогда не переставал изучать историю, культуру и искусство своего народа. Мечтал на старости лет пожить в деревне. Построил добротный дом. К великому огорчению, его жизнь оборвалась 26 марта 2000 года.
У Камиля остались прекрасные дети — Гузель, Юлдаш, Ильнур. Появились на свет внучата. На родине его — в деревне Худайбердино Белорецкого района — есть улица, носящая его имя. В школьном музее Макаровской средней школы — уголок, посвященный его жизни. А в 2009 году в Башкирском университете прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы естественных и технических наук», посвященная его памяти.