Прокладывать уфимское ответвление изначально планировалось как «побочное детище» высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань — Екатеринбург.
В свое время республика вышла с такой инициативой, а железнодорожники ее поддержали. Ветку решили вести от пермской станции Чернушки, определили оптимальный вариант ее примыкания к уфимскому вокзалу, провели публичные слушания и подготовили проект. Предполагалось, что по трассе Уфа — Чернушки поезда пойдут со скоростью 200 км в час. «РБ» писала об этом в августе прошлого года.
Однако теперь дело застопорилось. Тем более что и сам проект строительства ВСМ Москва — Екатеринбург тоже вызвал неоднозначную реакцию. Прежде всего потому, что затрагивал интересы предприятий и организаций, собственников земли, а также владельцев недвижимости.
Кроме того, многие эксперты считали, что столь дорогие затеи на фоне экономических кризисов — дело крайне рискованное. Поэтому на совещании у президента страны строительство трассы решено было приостановить. В проект бюджета на 2013 — 2015 годы деньги на него не заложили.
Впрочем, магистрали все-таки быть. Строительство линии Москва — Казань уже четко определено на государственном уровне. «От Казани ВСМ пойдет на Екатеринбург, и только потом будут делать ответвление на Уфу. Но все, что касается Уфы, — пока только далекая перспектива. Все будет зависеть от финансирования, — подчеркивает глава Куйбышевской железной дороги Сергей Соложенкин. — Участок магистрали Москва — Казань планируется завершить в 2018 году».
Итак, высокоскоростной поезд придет в Уфу еще не скоро. Зато реконструкцию уфимского железнодорожного вокзала продолжат. До будущего года здесь намерены построить гостиницу. В ее появлении заинтересованы не только железнодорожники, но и частный бизнес.
Поэтому стройка будет вестись с привлечением предпринимательских денег. Всего же в вокзал дополнительно инвестируют еще 15 млн рублей.
Как подчеркивает Сергей Соложенкин, в Куйбышевскую железную дорогу РЖД вкладывает солидные деньги. В подавляющем большинстве они идут на обновление и модернизацию железнодорожной инфраструктуры, поскольку это главный приоритет.
Если говорить о нашей республике, то в прошлом году закончили реконструкцию пешеходного моста на станции Дема. Он считается одним из крупнейших сооружений такого типа на территории России, хотя далеко не нов. Его первую очередь построили еще в середине прошлого века, а три года назад осмотр выявил ряд дефектов. Поэтому мост решили реконструировать по максимуму. Теперь это, по сути, новый переход. В объект вложили более 100 млн рублей, работы полностью оплатило РЖД.
Кроме моста, на станции Дема модернизировали пассажирские платформы. Такие же работы провели на станции Спортивная. «Это сделано для улучшения инфраструктуры пассажирских перевозок, — отметил С. Соложенкин. — В этих же целях в прошлом году на уфимском вокзале отремонтировали четвертую платформу и завершили реконструкцию надземного выхода на платформы. Ремонт на первом этаже здания вокзала тоже закончен».
Что касается пригородных перевозок, то заказчиком здесь всегда выступает регион. Он устанавливает тариф, маршруты и количество поездов. Но при этом региональные власти должны компенсировать железнодорожникам так называемые выпадающие расходы. Это разница между тарифом и фактической себестоимостью перевозок. Перевозчиком в этом случае выступают пригородные пассажирские компании. А железная дорога — в нашем случае Куйбышевская — сдает перевозчику в аренду подвижной состав, поездные бригады и инфраструктуру. Но вот компенсация выпадающих расходов нередко становится камнем преткновения между властями региона и железнодорожниками. Как говорит Сергей Соложенкин, из семи субъектов Федерации, которые обслуживает КЖД, долгов перед дорогой не имеют только два. Это наша республика и Татарстан. Остальные — недоимщики. Кстати, наш регион традиционно является самым крупным заказчиком. В минувшем году сумма заказа на пригородные перевозки для жителей Башкортостана достигла почти 440 млн руб.
Компенсировано все. С республикой уже подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве до 2016 года. Его главными пунктами являются вывод пригородных перевозок на безубыточный уровень и удовлетворение потребностей в перевозках. С этой целью в прошлом году железнодорожники завершили работы на участке Аша — Миньяр, усилили земляное полотно на участке Кинель — Чишмы и реконструировали мост на участке Дема — Кропачево.