В ответ на интервью с депутатом Госсобрания республики представителем КПРФ Ильгамом Галиным, опубликованном в «РБ», в редакцию пришло возмущенное письмо от жителей Краснокамского района. Его подписали Р. М. Мулакаев, О. Г. Степкина, Л. М. Хазиева и еще около тысячи человек.
Напомним, что, отвечая на вопросы журналиста, И. Галин рассказал, что сейчас обсуждается вопрос о слиянии Нефтекамска и Краснокамского района с переносом центра в город. Депутат обрисовал очевидные, на его взгляд, плюсы такого проекта.
Правда, при этом он заметил, что обсудить вопрос планируется на уровне референдума в городе и районе, выразив надежду, что «все поймут очевидность выгоды такого объединения и для республики, и для города, и для района».
Однако редакционная почта свидетельствует об обратном. «Нас сильно возмутили его
(И. Галина — ред.) размышления о слиянии Нефтекамска и Краснокамского района, — говорится в письме, подписанном жителями Краснокамского района. — О каком слиянии города Нефтекамска и района может сегодня стоять вопрос? Да и в чем будет выгода для жителей района? Чем может помочь селу город, у которого полно своих болезненных, годами нерешенных вопросов? Как вы думаете, район со своими проблемами нужен городским жителям?» — задаются они многочисленными вопросами, на которые сами и дают отрицательный ответ, еще раз подчеркивая: «Мы категорически против слияния администраций города и района. Ни к чему хорошему это не приведет».
Авторы письма напоминают и о том, что у Краснокамского района уже был печальный исторический опыт. «С 1962 по 1972 год наш успешный район был разделен и входил по частям в соседние близлежащие районы. В то время, как районы Башкирии развивались, наши села и деревни приходили в упадок. Ни одного кирпичного здания школы, клубных учреждений, объектов сельского хозяйства, отсутствие дорог, асфальта в населенных пунктах — таков итог работы нашего района в те годы. Почти два года активисты — жители района добивались восстановления района в его границах, заново рождались предприятия, учреждения. Была начата работа по восстановлению разрушенного, созданию нового, улучшению жилищных условий для населения. Понадобились долгие годы упорной работы районного руководства, жителей района для того, чтобы район стал таким, каким он есть сейчас. Сегодня во всех деревнях — хорошие дороги, заасфальтированы улицы, прекрасные школы, неплохие объекты соцкультбыта, электрификации. Завершается газификация района».
«Мы понимаем, сегодня наш район — лакомый кусочек для богатых людей. Скупив землю, долгие годы можно не вкладывать деньги в развитие сел и деревень (так как у нас все уже есть), потом понастроить коттеджи, развлекательные центры, продать их подороже, — дают свою версию того, почему возникло желание соединить два муниципалитета, краснокамцы. —
А что будет с жителями деревень и сел — современных «хозяев жизни» не интересует, да и никогда не будет интересовать. Главное — заработать деньги».
При этом они не отрицают, что в районе немало нерешенных проблем. «Да, где-то остались необработанные земли, да, есть разрушенные здания ферм. Есть и другие вопросы, над решением которых постоянно и целенаправленно работают администрация района, сельские поселения. Но эти проблемы — это нерешенные вопросы по всей стране, последствия лихих 90-х годов ХХ века. Разрушенное сразу не восстановишь, нужно время, нужны люди, целостная, самостоятельная структура района. Это все у нас есть.
Работа ведется, есть хорошие результаты. Значит, не надо мешать району работать. Хотите создавать новые производства на селе, приходите на законных основаниях, оформляйте в районе свои предприятия, создавайте новые рабочие места».
Акцент в письме сделан еще на одном предложении депутата И. Галина — на поднятии уровня шлюзов в Нижнекамском водохранилище на полтора метра. Он привел два положительных момента — удешевление электроэнергии и оживление судоходства на реках.
Но и эта идея не вызвала восторга у местного населения. «Мы помним 1980 год, когда жителей нижней части райцентра перевозили на лодках в верхнюю часть поселка, размещали во временном жилье — школе и старом здании районного дома культуры.
Весной в начале восьмидесятых годов затапливались пастбища, луга, леса, вода стояла на огородах в Старой Муште, Старом Янзигите, других населенных пунктах. А за прошедшие тридцать лет наши села значительно выросли, построены новые дома, целые улицы.
Большой защиты от построенных в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия дамб ждать жителям района не приходится. Мы что, поплывем, как осенью прошлого года поплыл в ходе наводнения Дальний Восток?»
«Только своя родная районная администрация сможет решать проблемы с поднятием уровня воды в реках, — уверены подписавшие письмо. — А значит, никаких объединений. Район должен быть отдельным, самостоятельным».