Все новости
Cоциум
26 Февраля 2014, 15:59

Обошлись без протокола

Конфликт интересов можно преодолеть, если стороны готовы договариваться

Способны ли работодатели и работники найти общий язык или пропасть между ними непреодолима, какой должна быть минимальная зарплата, обязано ли государство оплачивать отдых детей?

На эти и другие вопросы отвечает председатель Федерации профсоюзов республики Амирхан САМИРХАНОВ.
— Амирхан Миркадамович, изменились ли к лучшему отношения между профсоюзами, работодателями и властью?

— В минувшем году мы отметили 20-летие социального партнерства в республике. А 1 ноября было подписано очередное трехстороннее соглашение между правительством республики, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей на три года. Что особенно важно, документ подписан в полном объеме, без протокола разногласий.

Работа над ним была непростой, впрочем, как и над предыдущими девятью. Стороны внесли более ста предложений, зачастую возникал конфликт интересов. Надо отдать должное нашим партнерам — они конструктивно подошли к переговорам. В итоге ни одна гарантия, предусмотренная предыдущим соглашением, не была утрачена, напротив, были включены некоторые новые обязательства сторон.

Более продуктивной стала позиция работодателей, появилось понимание, что соглашения нужны не только работникам, но и бизнесу. В городах и районах создаются легитимные объединения работодателей, с которыми можно вести серьезный диалог. Такое, например, появилось в минувшем году в Октябрьском, его создание тогда курировал глава администрации Сергей Молчанов. Надеемся, что этот опыт он будет распространять по всей республике и в новой должности — руководителя администрации президента.

— Какие города и районы лучшие в работе трехсторонних комиссий?

— В республике действуют 205 отраслевых, территориальных и других соглашений. Хорошо работают трехсторонние комиссии в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Белорецком, Мелеузовском, Ишимбайском и ряде других районов. На заседаниях рассматриваются самые острые вопросы: индексации и погашения долгов по зарплате, финансирования детского отдыха, предоставления санаторно-курортных путевок бюджетникам.

Республиканская трехсторонняя комиссия рассмотрела 17 жизненно важных вопросов.

— Записанные в соглашениях гарантии касаются только членов профсоюзов?

— Они касаются всех работников, даже если те не состоят в профсоюзе. Работа идет через коллективный договор, он содержит гарантии, заложенные в республиканских, отраслевых, территориальных соглашениях. Можно добавить в договор что-то свое, но понизить уровень социальной защиты нельзя.

— В Башкирии, по статданным, социальное расслоение выше, чем по стране — доходы богатых превышают доходы бедных в 17,6 раза. Почему же переговоры по увеличению минимального размера оплаты труда (МРОТ) хотя бы до 6 тысяч рублей заходят в тупик?

— Соотношение зарплат высоко- и низкооплачиваемых работников, по соглашению, не должно превышать 6 раз. При этом мы по-прежнему отстаем от среднероссийских показателей по зарплате. Особенно тяжелая ситуация на селе, а ведь там живет более 40 процентов населения республики. Почти 7 процентов работников получают зарплату ниже прожиточного минимума. Если исходить из опыта европейских стран, «минималка» должна составлять не менее 60 процентов от средней зарплаты, то есть быть на уровне 13 тысяч рублей.

Федерация профсоюзов убедила партнеров в ближайшее время довести МРОТ все-таки до 6 тысяч рублей. Довод о нехватке средств в бюджете не выдерживает критики. Профсоюзы давно предлагают ввести в стране прогрессивный налог. Пока же и миллиардеры, и уборщицы платят одинаково — 13 процентов. Богатые должны вносить больший вклад, а людей с минимальной зарплатой нужно освободить от налогообложения.
— В конце минувшего года долги по зарплате снизились, по данным Башкортостанстата, до 2,3 млн рублей, но нет гарантий, что они не повысятся снова. Можно ли победить эту болезнь?

— Там, где работают комиссии по трудовым спорам, работодатели рассчитываются с работниками в срок. А там, где дело пущено на самотек, положение удручающее.

По нашим данным, на начало этого года фактическая задолженность по зарплате составила 105 млн рублей, то есть почти в 50 раз превысила данные статистики. Такое расхождение связано с тем, что отчетность носит заявительный характер, а информация собирается преимущественно по крупным и средним предприятиям. Остальные работодатели могут скрывать реальное положение дел. Чаще всего в такой ситуации оказываются коллективы, где нет профсоюзов.

— Точно так же работодатель может скрыть и несчастный случай на производстве…

— Там, где нет профсоюзного контроля за охраной труда, все возможно. Профсоюзы занимаются профилактикой, участвуют в расследовании несчастных случаев. Скрыть от них случай травмы невозможно.

К сожалению, коренному улучшению условий труда препятствует ряд проблем. В частности, нет механизма экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда и внедрению новых безопасных технологий. Сказывается и отсутствие ведомственного контроля — службы охраны труда в министерствах сокращены. Государство, к сожалению, уходит с занимаемых позиций, и работник всецело зависит от работодателя. Поэтому одной из первоочередных задач этого года профсоюзы считают принятие закона об охране труда.

— Еще одна острая проблема — детский отдых. Далеко не каждое предприятие может и хочет поддержать своих работников материально при покупке путевки.

— Вопрос о разработке республиканского закона давно назрел. Акцент надо сместить с «бюджетных» школьных лагерей на загородные, отдыхать в которых должны не 12 процентов школьников, как сейчас, а по меньшей мере четверть. Сделать это можно с помощью госпрограммы строительства новых современных объектов детского загородного отдыха.

Амирхан САМИРХАНОВ:

” Профсоюзы давно предлагают ввести в стране прогрессивный налог. Пока же и миллиардеры, и уборщицы платят одинаково — 13 процентов.

Между тем

Федерация профсоюзов республики обратилась в Госдуму с предложением о введении прогрессивного подоходного налога и налога на роскошь. Такие налоги существуют в большинстве стран, и богатые там платят намного больше рядовых граждан.

А вот налог на бездетность профсоюзы не одобряют, считая, что это мало поможет многодетным семьям, но серьезно обидит граждан, которые не могут родить ребенка по медицинским показаниям.
Читайте нас: