Незадолого до олимпийских стартов в Сочи «русская ракета» Максим Чудов встретился со студентами Башгоспедуниверситета имени Мифтахетдина Акмуллы на импровизированной пресс-конференции. Студенты задавали знаменитому спортсмену вопросы, а Максим долго и терпеливо отвечал на них, не пропуская даже самые, на первый взгляд, наивные и не относящиеся к его спортивной карьере. Редакция отобрала наиболее интересные моменты этой встречи и предлагает вниманию читателей «Республики Башкортостан» фрагменты увлекательного диалога звезды спорта со своими поклонниками.
— Максим, сколько раз в неделю у вас проходит тренировочный процесс и сколько он длится по времени? Отличаются ли чем-то тренировки перед Олимпийскими играми от обычного тренировочного графика?
— На самом деле это зависит от того, как подготовлен спортсмен, от его самочувствия и от того, какую цель он перед собой ставит. Когда я начал серьезно заниматься спортом, то распорядок дня у нас в команде был такой: в 7.30 — подъем, по часу уходило на зарядку и на завтрак, с половины десятого утра до часу дня у нас была тренировка, затем — час на обед. С 14 до 16 часов — тихий час, после этого, до 18.30 — вторая тренировка, в семь часов вечера мы ужинали и в 21 час начинался так называемый «холостой тренаж»: мы работали с винтовкой, без патронов. После этого — отбой. Свободного времени, естественно, не было.
— Как вы справляетесь с волнением?
— Знаете, спортсмены по-разному волнуются. Кто-то ночью не спит, а утром его так трясет, что он носок надеть не может. Я тоже волновался перед самыми ответственными стартами в своей жизни. А помогали мне комедии — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», например.
— Как вы переключались при подходе к стрельбе, как учились владеть собой, чтобы не отвлекаться на то, как стреляют ваши соперники?
— Каждый настраивает себя отстреляться так, как он это делает на тренировке, ничего не изобретая специально. Когда спортсмен начинает смотреть по сторонам и обращать внимание на стрельбу других — это заведомо плохо. Я через это проходил, конечно, смотрел на чужие мишени и слышал дыхание соперников. Более того, мы стараемся при подходе к рубежу покряхтеть, покашлять, палками постучать — для того чтобы вывести из себя того спортсмена, который уже на стрельбе или подошел к ней одновременно с тобой. Тонкостей и хитростей здесь много, и, может быть, неправильно их раскрывать, но что есть — то есть.
— Все рубежи пройдены отлично, осталась последняя мишень, биатлонист смотрит на нее и понимает, что это уже не мишень, а золотая медаль, нужно только попасть. Он стреляет и промахивается. Бывало ли у вас такое?
— Было. Такое происходит с каждым спортсменом. Но здесь, наверное, как решающий фактор выступает не маячащая впереди золотая медаль, а ответственность. Спортсмен же понимает, что на него в эту секунду смотрит вся огромная страна, весь мир. Плюс аура на стадионе. И, бывает, именно в этот момент что-то идет не так. Но в то же время чувствуешь и ту огромную поддержку истинных болельщиков, которые переживают за тебя независимо от того, как ты выступаешь на данном этапе.
— Максим, где вам комфортнее было выступать — в зимнем или в летнем биатлоне?
— Комфортнее выступать, конечно, дома. На лыжероллерах летом бежать легче, но опаснее, чем зимой на лыжах. Что касается погодных условий, то сложно сказать определенно. Бывает, и на летнем чемпионате дождь со снегом идет. Но, надеюсь, нашим ребятам в Сочи сейчас будет выступать достаточно комфортно.
— У каждого болельщика есть свой любимый спортсмен. А у вас, у спортсмена, есть свой любимый болельщик, тот, который вас всегда и при любых ситуациях поддерживает, переживает за вас?
— До того момента как я встретил свою половинку, это были родители. Сейчас у меня собственная семья, и моя супруга, конечно, очень за меня и переживает, и поддерживает. У меня еще не так давно был очень непростой период, связанный с серьезной травмой, болельщики биатлона знают, о чем я, и ее поддержка была очень и очень нужна мне. И она прошла весь этот период от звонка до звонка.
— Какие соревнования стали для вас самыми запоминающимися?
— Раньше я говорил, что это гонки, принесшие мне первую медаль. Сегодня я думаю, что это все-таки те соревнования, где добыть медаль оказалось сложнее всего. Это — моя бронзовая олимпийская награда. Почему именно она? Слишком скандальная была Олимпиада, слишком тяжело она мне досталась, наверное, именно поэтому.
— Многие болельщики помнят случай, произошедший с вами на чемпионате мира 2008 года, когда вы выиграли золотую медаль, но через три часа у вас ее отобрали. Как вы, по прошествии длительного времени, относитесь к той истории?
— Ситуация на тот момент, конечно, была неприятная. Наши руководители не смогли отстоять мою медаль, и «золото» досталось Бьерндаллену. Раньше у меня возникали мысли поднять все записи, доказать, что Бьерндаллен действительно срезал кусок трассы, и вернуть эту медаль. Но сейчас я отпустил это чувство, не стал этим заниматься.
— Вы с детства ощутили в себе тягу к спорту. Как в реализации вашей мечты вам помогали ваши родители?
— Я не был спортивным мальчиком. Мне просто нравилось кататься на лыжах, нравилась природа, я любил выезжать в лес и наблюдать за всем, что происходит вокруг. Меня никто не заставлял заниматься спортом, это было мое решение, в семье у нас никто спортсменом не был. А родители меня поддержали в этот момент, за что я им, конечно, очень благодарен.
— Вы, будучи действующим спортсменом, мечтали о победах. А о чем мечтаете сегодня?
— О свободе. Я абсолютно серьезно говорю об этом. Профессиональный спортсмен отказывается от многого, он живет по шаблону, у него ни на что другое элементарно не хватает времени. У меня, например, не было студенческой жизни в буквальном смысле этого слова. Я не знаю, что такое студенческое кафе, как проходят студенческие вечера и дискотеки. У спортсмена жизнь иная в корне.
— Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок тоже стал профессиональным спортсменом?
— Многие родители допускают ошибку, считая, что дети должны обязательно идти по их стопам. Например, спортсмены, которым не удалось достичь каких-то определенных результатов, пытаются компенсировать это на своих детях, не спрашивая, хочет ребенок этого или нет. Я категорически против такого подхода. Здоровый образ жизни — да. Нужно прислушиваться к ребенку, к его желаниям. Я не буду давить на своего сына, но всячески буду приветствовать его желание развиваться всесторонне.
— Как вы оцениваете нынешнюю олимпийскую сборную России?
— Скажу так — будет сложно, но медали должны быть. Что касается биатлона, то есть шансы в мужской эстафете. Возможно, в гонке преследования и масс-старте. Все решит стрельба. Но в Сочи все будут стрелять хорошо, там особенности стрельбища таковы, что ветер практически не ощущается. Поэтому победят те, кто будет готов лучше функционально, физически.
Максиму Чудову 31 год, он родился в селе Михайловка Уфимского района. Российский биатлонист, трехкратный чемпион мира, бронзовый призер Олимпийских игр-2010 в Ванкувере в составе эстафеты. Заслуженный мастер спорта России. В декабре 2013 года объявил о завершении спортивной карьеры.
Олимпийских деревень, где будут проживать спортсмены и официальные лица, в Сочи сразу три. У каждой — свой мэр, свой хозяин или хозяйка, своя концепция. Но нам больше интересна та, которую Слободой назвали. Почему? Да очень просто. Мэром-то ее Максима Чудова избрали, нашего непобедимого совсем недавно биатлониста.
Расположена Слобода в нескольких минутах ходьбы от комплекса, где будут соревноваться биатлонисты и лыжники. 200 человек гостей готова принять она. Для комфорта мастеров снежных трасс здесь предусмотрено все: кафе, магазины, банк, клуб, библиотека...
Окружает Слободу уникальный по красоте горный ландшафт. А оформление ее выдержано в стиле русских народных сказок. Баба Яга и Жар-птица, Илья Муромец и Садко, Иван-дурак и Серый Волк — здесь можно будет повстречать множество персонажей неисчерпаемого русского фольклора.
Планируя олимпийские деревни, устроители постарались учесть буквально каждую мелочь: от бесперебойной работы транспорта до безопасности проживающих. График различных праздников, торжеств также продуман с учетом расписания соревнований и тренировок. А повеселиться в свободное время гости смогут от души, функции затейников возьмут на себя профессионалы. К тому же и мэр Слободы Максим Чудов тоже талантами не обделен, а с большинством тех, кто будет у него проживать, знаком лично.