Все новости
Cоциум
30 Января 2014, 17:37

Как мы нашли склеп Святейшего

Даже кость мамонта превратилась в прах, а тело патриарха Тихона оказалось почти нетленным

Одной из загадок церковной жизни в советские времена была судьба мощей святого патриарха Тихона, похороненного в 1925 году в Малом соборе московского Донского монастыря. То, что останки патриарха Тихона могли быть уничтожены, никого не удивляло: ненависть к нему со стороны большевиков была исключительной даже на фоне остервенелого советского богоборчества. По слухам, в 1927 году, после закрытия Донского монастыря, власти, опасаясь, что мощи патриарха станут предметом поклонения, извлекли его гроб из могилы и сожгли в крематории.
Когда стала возрождаться монашеская жизнь в Донском монастыре, братия обители обратилась к патриарху Алексию I с просьбой о поисках мощей святителя Тихона. Святейший с радостью благословил нас на эти труды.

Мы совершили молебен у гробницы святителя Тихона и приступили к раскопкам. Сначала сняли надгробие. Углубившись сантиметров на тридцать, обнаружили массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». Взявшись за работу с утроенной энергией, к утру мы аккуратно расчистили весь склеп. Когда из свода удалось вынуть несколько камней, я просунул зажженную свечу в образовавшееся отверстие и заглянул внутрь. Склеп был пуст.

Когда я объявил об этом своим друзьям, все в изнеможении опустились кто куда и, понурившись, сидели некоторое время молча.

Немного придя в себя, мы решили хотя бы задокументировать размеры и состояние склепа. Но когда кто-то стал измерять его длину, прут длиной два метра неожиданно полностью ушел и вправо, и влево. То же произошло и с восьмиметровым прутом. Мы поспешили обследовать подземное сооружение и вскоре поняли, что обнаружили не склеп, а часть отопительной системы храма.

Наконец уже ближе к ночи перед нами предстал настоящий склеп патриарха. Сомнений в этом не было. Он являл собой мощное сооружение, покрытое огромной плитой, на наше счастье, оказавшейся не цельной, а состоящей из нескольких массивных каменных секций. Мы подняли одну из этих глыб. Я лег на живот и опустил свечу внутрь. Помню, меня неожиданно поразил аромат весенней свежести, исходящий из подземной усыпальницы. Все сгрудились вокруг. Передо мной был тонкой, изысканной резьбы дубовый гроб, описание которого я хорошо знал. На нем лежала мраморная табличка. При мерцании свечи я прочел: «Патриарх Московский и всея России Тихон».

Мы не верили своему счастью. Отец Агафодор сразу ушел звонить патриарху Алексию. Было уже поздно, около полуночи. Минут через двадцать Святейший был в Донском. К его приезду мы подняли остальные плиты над склепом и встречали патриарха праздничным колокольным звоном. В полночь он звучал как на Пасху.

Трудно передать, какие чувства испытывали мы в ту ночь, стоя у открытой могилы святителя Тихона. Не верилось, что все закончено и мощи перед нами. Наверное, такое же чувство было у патриарха Алексия.

Я надел епитрахиль, потому что к мощам можно прикасаться только в священной одежде, и спустился в склеп. Поддев гвозди и приподняв резную крышку гроба, я с замиранием сердца вложил внутрь руку. Пальцы мои ощутили сначала ткань, потом плечо…

Спустя три дня в монастырь приехали Святейший патриарх, члены Синода, духовники Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл и архимандрит Наум. Когда подняли обветшавшую крышку гроба с осыпающейся на глазах резьбой, перед нами предстали нетленные мощи святителя Тихона, покрытые бархатной патриаршей мантией.

Еще через несколько дней мы омыли святые мощи по древнему чину, облачили их в новые святительские одежды и уложили в специально изготовленную раку.

Несмотря на то, что в склепе была очень высокая влажность, тело патриарха Тихона, пролежав в земле шестьдесят семь лет, сохранилось почти полностью. Примечательно, что одна из панагий — наперсных икон, покоившаяся на груди святителя Тихона, была сделана из кости мамонта, но полностью превратилась в прах. Остался только серебряный оклад. При этом сохранились не только кости святого патриарха, но и большая часть тела. А также четки, нательный крестик, золотая панагия... Обнаружилась даже ветка вербы (святителя Тихона хоронили на Вербное воскресенье) и флакончик с благоухающим розовым маслом, которое возливали на тело патриарха перед погребением.
КОММЕНТАРИЙ

Интернет — не помеха вере
Евгений ШЕРЫШЕВ,
пресс-секретарь Уфимской епархии Башкортостанской митрополии протоиерей:
— Испокон веков считалось, что решениям, принятым патриархом, следует подчиняться безоговорочно. Хотя в основном они принимались соборно, то есть после обсуждения на Священном Синоде. Бывали моменты, когда церковь не во всем соглашалась, но история показывает, что всегда эти решения были верными.

Например, патриарху Тихону пришлось принять документы, регулирующие взаимодействие с властью в сложные богоборческие времена. Некоторые их расценивали как проявление слабости, но благодаря таким решениям удалось сохранить церковь в стране.

Сегодня при патриархе Кирилле роль церкви в обществе еще более усилилась. Но вместе с тем его нельзя обвинять в лояльности к власти. В своих проповедях, интервью он дает правильную христианскую оценку событиям. Например, четко обозначил наличие духовного кризиса, от которого многие наши беды берут начало. А ведь у государства и у церкви — одна главная проблема: безнравственность и бездуховность. И преобладающий интерес в обществе — потребительский.

Конечно, в основных вещах стоит отстаивать консервативную позицию, но какие-то моменты могут меняться в соответствии с временем. Однозначно не следует менять богослужения, но насчет принятия новых паспортов, ИНН, страховых свидетельств следует прислушаться к патриарху. И епископы, и священники активно пользуются интернетом, ведь это расширяет возможности их пастырской деятельности. Какой смысл упираться в средневековье, когда за окном двадцать первый век?

На плечах патриарха лежит огромная ответственность. Важно не только возрождать монастыри и возводить стены храмов, н и максимально развивать духовную жизнь. Тогда и отношение к власти, и друг к другу, да и сама жизнь станут лучше. Именно поэтому основная мысль всех Посланий патриарха — любовь к ближнему. И поэтому церковь всегда откликается на призывы о помощи. Так было, когда случилось наводнение на Дальнем Востоке. Оказывали поддержку населению Сирии, Испании, Египта…
Читайте нас: