Время стирает многие грани. Отходят на второй план события, грандиозность которых еще вчера сомнению не подлежала. 80 лет— небольшой отрезок для мировой истории. Но сегодняшние школьники мало что смогут рассказать о событии, которое будоражило в те годы умы всей страны. В Москве полным ходом шло строительство первого советского метрополитена.
Первым метростроевцам посвящена только что увидевшая свет книга Алексея Исекеева «Наши земляки на строительстве московского метрополитена». Автор, заслуженный педагог, готовится в следующем году отметить 90-летний юбилей. Более полувека своей жизни посвятил он исследованию истории родного края. Многие малоизвестные ее детали подробно описаны в этой книге. Пожалуй, написать ее мог только калтасинец, настоящий патриот своей земли.
Официальной датой рождения московского метрополитена считается 10 декабря 1931 года, когда начала работу шахта по улице Русаковской в Сокольниках. Долгое время предметом острых дискуссий был способ его строительства. В итоге ситуация получилась небывалая: к моменту утверждения окончательного проекта в 1934 году было выполнено уже более 80 процентов земляных работ. Без всякой землеройной техники, вручную, при острой нехватке инженеров. Кто же перелопатил буквально пол-Москвы за эти годы?
Проблема рабочей силы четко обозначилась на Метрострое с первых дней. Москвичи крайне неохотно шли на тяжелую и опасную работу. Тогда, как водилось в те годы, был брошен клич по всей стране, началась активная вербовка добровольцев. На Украине и в Поволжье, обескровленных сталинским голодомором 1932 года, успеха она не имела — люди там буквально валились с ног. Прибыли московские посланцы и в нашу республику, центром их деятельности стали Калтасинский и Краснокамский районы.
С первых шагов представителям Метростроя активную поддержку оказали секретарь Калтасинского райкома партии Петр Звездин и председатель райисполкома Николай Алексеев. О мобилизационном размахе можно судить по таким цифрам. Если поначалу москвичи планировали завербовать несколько сотен человек, то к 1 июля 1933 года на строительстве метро в столице уже работали 2,5 тысячи калтасинцев. Всего же по договору, заключенному между районом и Метростроем, более 5 тысяч наших земляков отправились в Москву. Это единственный в истории пример, когда на эпохальной стройке работало сразу столько представителей одного района.
По тому же договору крестьяне брали на себя обязательства по поставкам продовольствия строителям. Были засеяны «гектары Метростроя», выращенный на них картофель и другие овощи отправлялись в столицу. Последняя тоже не оставалась в долгу: на сезонные работы из столицы направлялась сельхозтехника, велась телефонизация объектов, в Калтасах был установлен новый двигатель на электростанции.
Очень сложные условия работы в Москве не смущали посланцев Башкирии. Там они были на первых ролях. Проживая в бараках, имея только кирки и лопаты, это они, прежде всего, обеспечили ввод в строй первой линии метрополитена от Сокольников до парка Горького.
Книга богата воспоминаниями первых метростроевцев, редкими архивными материалами. Никого из тех людей уже нет в живых. Но лучшим памятником им остались станции самого красивого в мире метро. Уже давно пришла пора переименовать одну из них в честь калтасинцев, внесших огромный вклад в строительство. Какую конкретно? Хотя бы Войковскую, носящую имя палача царской семьи. Споры об этом не утихают, но правда истории должна взять свое.
Станция «Сокольники» находится вблизи старейшего в Москве Сокольнического парка. Павильон вестибюля станции расположен на аллее, ведущей к ПКиО «Сокольники». Выполнен в виде арки с 2-сторонним выходом. Потолок зала станции поддерживают два ряда квадратных колонн, облицованных серо-голубым уральским мрамором «уфалей» гармонирующим с желтой глазурованной плиткой стен и темным гранитом пола. В 1937 на Международной всемирной ярмарке в Париже проект станции удостоен Гран-при.
Станция «Парк культуры» находится в районе парка культуры и отдыха имени Горького. Колонны (2 ряда) станционного зала отделаны желтым мрамором, стены покрыты белой плиткой, пол выложен гранитом. В отделке использован белый и серый мрамор, красная метлахская
керамическая плитка и др. материалы.
ЛЕГЕНДЫ МОСКОВСКОГО МЕТРО
В 1935 году в метро проходили по специальным картонным талонам, которые действовали всего 35 минут, а проезд стоил 50 копеек. Турникеты появились в 1959-м, а в 1960-м, в связи с денежной реформой, проезд стал стоить 5 копеек. Так продолжалось до 1991 года, когда цену подняли до 15 копеек. В 1992-м появились пластиковые жетоны, в ноябре — железные, которые действовали до февраля 1999-го. Вышедшие из употребления московские жетоны используются в метро других городов, например в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. В Москве же теперь используются только магнитные билеты (с 1993 года) и бесконтактные карты (с 1998-го).
В нишах-арках станции «Площадь Революции» установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских героев. У статуи красноармейца периодически воруют револьвер: в среднем оружие пропадает 3 — 4 раза в год. А студенты предпочитают скульптурную группу «Пограничник с собакой». Поверье гласит, что если потереть нос сторожевого пса, экзамен будет непременно сдан успешно. В итоге собачий нос блестит, как хорошо начищенный самовар.
Такие же, как в Москве, метропоезда работают в метро всего СНГ, а также в Софии, Будапеште, Варшаве, Праге и Тегеране.
Это самая глубокая станция в Москве — 84 метра до поверхности. Однако в мире есть станции и глубже: например, киевская «Днiпро» — 100 м. У «Парка Победы» два зала и четыре пути — здесь должны были пересекаться Арбатско-Покровская линия и хорда, ведущая из Митина в Бутово. Также была запланирована отдельная третья станция для линии в Солнцеве. Но недополучающий финансирования Метрострой с трудом осилил нынешние два зала, а проекты хорд отпали сами собой.
Рекордсмен по переименованиям
Больше всех не повезло «Александровскому саду». Станция называлась и «Коминтерн», и «Имени Коминтерна», и «Улица Коминтерна», с 1946 по 1990 год носила название «Калининская». В 1990 году станция буквально несколько дней называлась «Воздвиженкой»
В 1934 году был разобран белокаменный Серпуховский кремль. Камень, из которого он был построен,пошел на отделку станций первой очереди — Сокольнической линии от «Сокольников» до «Парка культуры» и нескольких станций Филевской линии. Говорят, что несколько камней досталось и открытой в 1983 году станции «Серпуховская».
Ноутбук и мобильник на «Киевской»
Станция «Киевская» Кольцевой линии покрыта мозаичными панно, прославляющими дружбу русского и украинского народов. В 2004-м во время «оранжевой революции» иные остроумцы заметили, что на панно «Борьба за советскую власть на Украине» изображен красноармеец с ноутбуком, разговаривающий по мобильному телефону. Зануды утверждают, что речь идет всего лишь об армейской рации.
Если присмотреться к перрону станций, то за белой полосой обнаружатся протоптанные дорожки к дверям вагонов. Состав всегда останавливается в одном и том же месте. Встаньте посередине светлого промежутка и двери откроются перед вами.
В 1935 году перед открытием первой линии «Парк культуры — Сокольники» Илья Ильф и Евгений Петров в газете «Правда” писали:
«В ближайшие дни многоопытные московские пассажиры — люди, испытавшие великие трамвайные страсти, закалившие свое тело и душу в битвах у автобусных подножек и в схватках с жадными грязными извозчиками — спустятся в метро. Они увидят... неожиданно громадные сияющие залы подземных станций. «Станция» — это слишком скромное слово. Это вокзалы. Тридцать вокзалов, одетых в мрамор, гранит, медь и разноцветный кафель...»