Раннее утро. Молодой мужчина пристально смотрит на детскую кроватку, где, посапывая, спит его двухмесячный сын. Тут, немного покряхтев, кроха открыл глазки и… улыбнулся во весь свой беззубый рот. Отец легонько коснулся пальцем носика мальчика и разбудил супругу: «Наверное, нам пора». Миниатюрная женщина склонилась над малышом: «Да, пожалуй». Она ловко прицепила протез и только после этого взяла сына на руки. Отец счастливо улыбался, глядя на таинство кормления, сидя в своем инвалидном кресле...
Ничто не предвещало беды в семействе Гафуры Юсуповой из Баймака. Старший сын Раиль, как и многочисленные его сверстники, уже мысленно примеривал на себя военную форму: пришло время отдать долг Родине. За его плечами — годы учебы во второй городской школе и местном профессиональном лицее. Дома с мамой оставался младший братишка, так что причин для волнений не было. Но злой рок уже навис над семьей.
На едва заметную хромоту Раиля поначалу никто не обращал внимания. Он и сам не придавал этому особого значения. Но в военкомате посоветовали обратиться к докторам. Однако было уже поздно. Ни местные врачи, ни столичные профессора ничем не смогли помочь юноше. Через некоторое время молодой человек обезножел.
Вместо строевой муштры в кирзовых сапогах — инвалидное кресло и череда унылых, безрадостных дней в четырех стенах. Уже более десяти лет. Что это? Невнимание к своему здоровью? Ошибка врачей? Судьба?
Сколько дум тяжелых передумано за все это время! Апатия сменялась хандрой, отчаянье порождало депрессию. В этой жизни Раиля держали лишь двое — мама и брат. А еще не давали покоя, заставляли поверить в себя и продолжать жить они, члены местного общества инвалидов…
Когда страна пребывала в эйфории летней Олимпиады 1980 года, в небольшом селе Куянтау, недалеко от райцентра, на свет родилась девочка, которую нарекли красивым светлым именем Альбина. Шустрая, активная и восприимчивая ко всему новому, с ранних лет она радовала своих родителей. Училась, получила рабочую специальность, строила планы, но… страшная болезнь уже точила ее юное тело.
Диагноз «саркома кости» прозвучал как смертный приговор. Сердце Сании Зайнуллиной, на руках которой еще двое детей, сжималось от отчаяния и страха за дочь. Но они победили болезнь. Победили, принеся в жертву правую ногу девушки…
Двадцатичетырехлетняя сельчанка начала заново учиться жить. И прежде всего — ходить на протезе. Это сейчас ее хромота чуть заметна. А тогда… Впрочем, Альбина не любит об этом вспоминать. Все в прошлом. Как перевернутая страница прочитанной книги. Есть только стремление победить и огромное желание жить, несмотря ни на что. Есть ради кого. Ее родная семья. Ее вторая семья — друзья по несчастью и по жизни — члены районного общества инвалидов. Именно благодаря им она пришла в спорт.
Почему она выбрала силовой вид спорта с таким труднопроизносимым названием — пауэрлифтинг? Возможно, потому, что вся ее жизнь — это каждодневное преодоление трудностей…
Однажды, на одном из республиканских соревнований по силовым видам спорта среди инвалидов, Альбина с сожалением посетовала на то, что в их команде нет «колясочника», который составил бы достойную конкуренцию соперникам.
— Почему нет? Есть, — ответила ей председатель общества инвалидов Баймакского района Луиза Иванова. — Только он пока не желает в это поверить. Ему надо помочь, убедить! Тебе и карты в руки!
Не откладывая дело в долгий ящик, Альбина нашла Раиля в социальной сети, и между молодыми людьми началась переписка. А потом пошли бесконечные телефонные звонки. О чем говорили? О вере в себя. О жизни. О спорте. Спорили. Ругались. Мирились. И вновь говорили, говорили, говорили. Но общение уже не вмещалось в рамки обычного телефонного разговора. Настал момент, когда возникло взаимное желание увидеться.
Эти редкие встречи стали необходимыми для обоих. Как бальзам. Как воздух.
Крепыш Динислам родился этим летом, 30 августа.
— Когда я узнала, что буду мамой, моему счастью не было предела, — говорит Альбина. — Он пришел на свет сам, без кесарева сечения, как предполагалось. Я благодарна врачам и судьбе за сына. Я — полноценная женщина, любимая и любящая, мать!
— Я сам встретил Альбину и сына из роддома, хотя она рожала не в Баймаке, а в Сибае, — гордо говорит Раиль. — Мы заранее договорились: если родится девочка, то имя дам я, если мальчик, то она. Как только узнали, что будет сын, мы начали говорить с ним, называть Динисламом. А когда родился, вдруг посыпались предложения назвать другим именем. Но разве можно представить, что сына звали бы как-то иначе? Нет. Это именно Ди-ни-слам! И я хочу, по крайней мере, еще двух детишек! — глаза молодого папы при этом счастливо светятся. — Когда Динислам немного подрастет, будем втроем в Баймак ездить, в бассейн. Будем вместе учиться ползать и ходить, правда же, малыш? У папы уже немного получается… Может, и мама, — тут Раиль, хитро подмигивая мне, смотрит на Альбину, — может, мамочка наша тогда согласится, наконец, поставить штамп в паспорте? Было бы здорово зарегистрировать брак в новом Дворце бракосочетаний!
Планы, планы… Еще недавно для тридцатидвухлетнего Раиля они казались такими нереальными. Его мир был ограничен лишь стенами маминой квартиры.
После рождения сына Альбина и Раиль жили в двухкомнатной малогабаритной квартире его матери и брата в Баймаке. Тесновато. Одно хорошо — первый этаж. Для «колясочника» Раиля, да и для малыша Динислама очень удобно.
Недавно молодая семья переехала в село Куянтау. Там благоустроенная трехкомнатная квартира мамы Альбины, к сожалению, недавно скончавшейся. По завещанию жилье должно быть разделено между Альбиной, ее братом и сестрой. Когда-то это произойдет. Но пока молодые живут здесь одни. По сравнению с квартирой Раиля, здесь просторно, и они, наконец, могут вести самостоятельную взрослую жизнь, растить сына.
Одно плохо — второй этаж. Инвалиду-«колясочнику» первой группы Раилю тяжело. Впрочем, и Альбине с ее протезом тоже. Но они верят, что свое жилье, удобное и комфортное, у них будет. Нельзя им без веры. Без нее не было бы у них семьи, ребенка и общего будущего… А жилье? Жилье — дело наживное.
Дмитрий ДУБРОВИН,
начальник отдела по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты
населения Республики Башкортостан:
— Те, кто столкнулся лицом к лицу с серьезным заболеванием, как правило, попадают в паутину внутреннего одиночества, замыкаются в себе, теряют веру в собственные силы.
Но ни в коем случае нельзя зацикливаться на собственной болезни. Даже если выхода из сложившейся ситуации не видно. Если человек, например, не может ходить, то это не означает, что он не должен жить и радоваться жизни.
Человек с ограниченными возможностями остается таким же человеком, как и все остальные. У него тоже есть увлечения, желания, таланты, мечты. Важно в любой ситуации «не опускать руки». В истории существует множество случаев, когда знаменитые художники, композиторы, артисты и даже президенты были инвалидами. Пример тому — семья наших героев, Раиля и Альбины, которые, несмотря на все проблемы, создали семью и родили сына Динислама.
Инвалиды сегодня пользуются поддержкой со стороны государства. Мы обязательно свяжемся с этой мужественной семьей и совместно с администрацией города найдем пути решения их проблем.