Комендантский час для детей и подростков ввели в республике три года назад. Но блюстители правопорядка на вечерних улицах зачастую сталкиваются с ситуациями, когда исполнение этой части закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан» противоречит элементарной логике. Депутаты Госсобрания решили усовершенствовать законодательство.
Когда двое 17-летних подростков из Уфимского района договаривались о романтическом свидании на катке, они и подумать не могли, каким переполохом оно закончится. В одиннадцатом часу вечера возвращавшихся домой молодых людей полицейские задержали за нарушение комендантского часа. Несмотря на то, что до дома было рукой подать, влюбленных доставили в отделение. Обеспокоенных родителей известили о местонахождении детей только через час. С того момента, как подростков задержали, до тех пор, когда составили протокол и отпустили их с родителями по домам, прошло три с половиной часа. Неужели нельзя было соблюсти закон с меньшей потерей времени и нервов?
Так называемый комендантский час начал действовать в июле 2010 года. Поначалу детей и подростков, обнаруженных ночью в общественных местах, полицейские, пожурив, передавали родителям, а тех, кому требовалась помощь, помещали в реабилитационные центры и больницы. За год было выявлено 4,3 тысячи нарушителей комендантского часа. В 2011 году для родителей и попечителей была введена материальная ответственность. Те, чье чадо попалось впервые, должны были заплатить до тысячи рублей. Повторный проступок грозил штрафом до 2 тысяч рублей. Должностных и юридических лиц, допускающих детей в опасные места, штрафовали от 8 до 20 тысяч рублей, а за отсутствие в таких местах предупредительных надписей полагалось заплатить от 15 до 50 тысяч рублей.
Как сообщил замначальника отделения по делам несовершеннолетних Управления организации охраны общественного порядка МВД Дмитрий Иванов, с момента введения штрафов к ответственности было привлечено более 3,4 тысячи родителей, в том числе 194 повторно, а также 63 должностных и юридических лица. Однако когда в декабре 2012 год из статьи республиканского кодекса исключили слова «родители или лица, их заменяющие…», взимать штрафы стало сложнее. Благодаря поправкам в кодекс в этом году вместо упраздненной введена по смыслу аналогичная статья, но проблемы остались. В первую очередь речь идет об иногородних студентах профтехучилищ и колледжей, которых полицейские задерживают ночью в общественных местах. Правоохранители обязаны передать подростка либо родителям, либо законным представителям. Но иногороднего студента передать родным невозможно, а отдавая его под надзор воспитателя и коменданта общежития, полицейские фактически нарушают закон.
Возникают проблемы и с передачей детей родителям: несмотря на то, что на ночных улицах дежурят вневедомственная охрана, патрульно-постовая служба и ГИБДД, возвращать в отчий дом подростков, оказавшихся в другой части города, некому. «Если наряд вневедомственной охраны обнаружил на площади Салавата Юлаева в Уфе подростка из Шакши, а сотрудники ППС в районе Гостиного двора ребенка из Сипайлово, они обязаны незамедлительно сообщить родителям и доставить детей по месту жительства, — говорит Иванов. — Но тогда им придется оставить свои объекты. И если в магазине или банке в это время сработает тревожная сигнализация, в положенные три минуты полицейские приехать уже не успеют». Дмитрий Иванов предложил внести поправки, которые позволили бы полицейским в случае необходимости доставлять детей не домой, а в участок, и в связи с нехваткой сотрудников разрешили бы взимать штрафы органам молодежной политики и спорта.
В то же время он признал: несмотря на ряд проблем, реализация этой части закона заметно сокращает детскую преступность. С 2010 по 2012 год число подростковых преступлений уменьшилось на 27 процентов.
Комендантский час у большинства жителей республики не вызывает негатив — любой здравомыслящий родитель понимает, что ребенку ночью не место на улице. Но в жизни бывает всякое. Беременная уфимка, которая послала 11-летнего сына поздним вечером в соседний магазин за бутылкой воды, наверняка не намеревалась нарушать закон. Тем не менее мальчика остановила полиция. Как наказывать подобных нарушителей, и нужно ли это делать? Парламентарии договорились продолжить обсуждение предложений.
Комендантский час для детей с 1 октября перешел на зимний режим. Дети, не достигшие 17 лет, не могут с 22.00 до 6.00 находиться на улице и в общественных местах без родителей или доверенных лиц со специальным письменным разрешением. С апреля комендантский час вновь будет действовать с 24.00 до 6.00.
Милана СКОРОБОГАТОВА,
уполномоченный по правам ребенка в Башкортостане:
— Закон действительно работает. И речь не только о снижении детской преступности. В вечерние и ночные часы преступлений против детей теперь происходит меньше.
Закон должен в первую очередь не карать, а формировать родительское сознание, ведь наша сверхзадача не пополнить штрафами казну, а сохранить семьи. Поэтому поводом для привлечения к ответственности должно быть систематическое уклонение от родительских обязанностей. Большая часть родителей, привлеченных по статье, малоимущие, как правило, одинокие мамы. Штраф для них составляет почти 20 процентов семейного бюджета.
Рамиль ХАКИМОВ,
зампредседателя комитета Госсобрания РБ по госстроительству, правопорядку и судебным вопросам:
— Не стоит заблуждаться, что преступления среди подростков снизились только благодаря закону. За последние два года общая преступность сократилась на четверть. Во время прокурорских проверок мы сталкивались с нарушениями: например, родителям детей не передавали. Делали отметку и отпускали. За рубежом есть полиция нравственности и другие специализированные структуры. Подростками должно заниматься целое подразделение.