Все новости
Cоциум
24 Октября 2013, 15:19

Рыцарь леса

Ему одному приходится обслуживать заказник площадью в почти 30 тысяч гектаров

Егерь Гусев никогда не поднимал ружья на зверя и птицу и другим не советует.
Егерь Гусев никогда не поднимал ружья на зверя и птицу и другим не советует.
Сегодня много говорится о том, что наша общая задача — сохранить окружающую среду в первозданном виде и приумножить ее богатства. Но, к сожалению, этим делом занимаются у нас всерьез пока лишь немногие. С одним из таких людей мы и познакомились этой весной.

— Приезжайте, если сможете, вечером, — раздался в один из дней в телефонной трубке голос егеря Икского заказника Александра Гусева. — Посмотрите, как живем в лесном краю, как токуют наши птички, да и красотой здешней полюбуетесь…

Недолго думая, в этот же вечер выезжаем в сторону хутора Щербаки.

Вспомнилось, как несколько лет назад приходилось добираться туда часами даже на самой мощной технике. А сейчас, не успев толком разглядеть за окнами автомобиля прекрасные пейзажи, проехали хутор Новохвалынский деревни Ибрагимово, Сатлыки, Багдашкино, и вот уже на горизонте место нашей встречи.

Вот и Сан Саныч, как обычно называют Гусева.

— Ставьте машину во двор и садитесь в мой «уазик», дальше на своей не проедете, — сразу же скомандовал егерь.

…И вот мы в пути. Движемся в сторону урочища Буруш, слушая незамысловатые рассказы нашего сопровождающего.

— Раньше здесь много скота было. Пригоняли на отгонные пастбища из нескольких районов. Сейчас об этих временах напоминают лишь некоторые постройки... Зверья, птицы было очень много. Лес, особенно хвойный, был пустой. Но вырубали его почем зря. Обратите внимание на отдельно стоящие сосны, какой они вид имеют: если в лесу ровные, высокие, то здесь низкие, корявые. Что на них повлияло, трудно сказать. Да и вообще, в природе происходят какие-то изменения: раньше грибов, ягод собирали уйму, а теперь их нет аж до самого Зилаирского района. Лес стал какой-то изреженный, молодой поросли совсем мало.

Так, за разговорами и добрались до намеченного места.

— А теперь будьте готовы, фотоаппарат начеку держите (сам-то он всегда с кинокамерой).

И действительно, словно чутье подсказало егерю: в нескольких шагах от нас показался красавец лось. Одно мгновение — и он уже на снимке.

— Мы у нас в заказнике, особенно зимой, устраиваем солонцы, подкормочные площадки для зверей. Вот молодой лось сюда и пришел. Жаль только, что приходит бродячий скот из Багдашкино. Хулиганит: выбрасывает соль из кормушек. Приходится ее другими способами давать лесным обитателям. Трудно, голодно им бывает. И овес приходится сеять, и пшеницу. Глядишь потом и радуешься, как медведи со своими малышами находят здесь пищу, играют, резвятся. Очень интересно наблюдать за ними.

…А время уже приближалось к полуночи. Наш собеседник рассказывал одну за другой истории из своей жизни. Как-никак, только водителем лесовоза проработал 22 года, на пилораме потрудился, и вот уже 12 лет занимает должность егеря. Один обслуживает более 29 тыс. гектаров, денно и нощно заботясь о сохранении и воспроизводстве лесного зверья. Никогда, замечает, не поднимал ружья на зверя или птицу и призывает к этому взрослых и детей. И то, что нам посчастливилось увидеть, — доказательство добрых дел Сан Саныча и местных жителей. Но он снова прервал наш разговор:

— Посмотрите налево, где фотоаппарат?

А слева, метрах в пятидесяти, на полянке ужинали медведица и двое медвежат.

Недолго думая, наш журналист Ринат, сидевший слева, быстро выскочил из машины, чтобы сделать снимок. Но хозяева леса не обратили на него внимание, и ему пришлось сначала крикнуть, а потом и свистнуть (ветер дул в нашу сторону). И вот уже любопытная троица встала для позирования. Какой удачный получился кадр! Вот они в полной красе — мамаша и двое ее ребятишек.

А наш путь лежал дальше. Впереди — красавец Малый Ик, возникший вдруг перед нашим взором. Как дивно он выглядит там, в низине, окруженный с двух сторон лесом. Красота неописуемая. Здесь и свежий воздух, прекрасная панорама, разнообразные цветы, бабочки, богатый животный мир… Не прошли и мимо небольшой пещеры.

— А их здесь немало, — заметил егерь. — Есть большие, по несколько комнат, но расположены они дальше. Заглянули внутрь, а там чьи-то глаза вроде блестят. — Может, летучая мышь или барсук с выводком, — сразу отреагировал наш проводник. Но выяснить это так и не удалось.

…Мы с нетерпением ждали встречи с тетеревами или глухарями, все ближе и ближе подходя к месту токовища самцов в период брачного оживления.

— Утром никак не мог близко подойти к ним и сфотографировать, — пояснил Саныч. — Морозец был, под ногами хрустело… А вот сейчас вроде погода лучше стала, да и ветерок утих. Там они должны быть, на месте.

Стемнело. В природе установилась тишина, и лишь несколько раз пролетели долгожданные разведчики — вальдшнепы. Но тетеревов и глухарей мы так и не увидели. Подождали еще несколько минут — безрезультатно. Снова подошли к кустам — и вновь никого.

— Не повезло нам, — с сожалением заметил егерь. — Медведица со своим потомством прошла здесь, а может, и сейчас где-то рядом скрывается. Не появятся сегодня наши птички…

Ночь уже вступила в свои права, пришлось возвращаться в деревню и довольствоваться кадрами, снятыми Сан Санычем ранее: увидели и глухарей, и тетеревов, и медведей.

Здорово все-таки, что есть тот, кто душой болеет за наших диких животных, заботится о них.

К этому егерь привлекает и ребятишек, и взрослых. Например, учащиеся Побоищенской школы вместе с егерем очистили три родника, собрали много мусора, соорудили десять скворечников, посадили немало деревьев. Они тоже следят за лесным порядком и не дают его нарушать.

Александру Александровичу такая помощь крайне нужна. Ведь участок у него большой, и желающих побывать здесь очень много. Едут отдыхать, порыбачить, сено заготовить, а кто-то и ружьишком побаловаться. Все должен продумать егерь, кого-то предупредить, кого-то наказать, кому-то сделать внушение. Он хорошо помнит засушливый 2010 год, когда во многом по вине человека полыхали леса и возгорания приходилось тушить сутками напролет. Природу тогда отстоять сумели. Но не повторится ли такое снова?

Александр Александрович не только заботливый, но и очень принципиальный человек. В 2010 году у заказника незаконно было изъято 6,5 тыс. гектаров сосняка. По всей видимости, там хотели отводить лесосеки. При участии егеря отнятые площади были возвращены.

Каждое утро открывает Сан Саныч рабочий дневник и фиксирует температуру, направление ветра, наличие осадков. И уже в зависимости от погоды планирует свой рабочий день.

Одна из его обязанностей — следить за популяцией диких животных. Это для егеря, пожалуй, главная забота. Благодаря подкормке зверей и охране территории от браконьеров, за последние годы заметно увеличилась численность некоторых животных и птиц. Сейчас в заказнике обитают более 40 лосей, 70 кабанов, 18 медведей, около 500 тетеревов, 300 рябчиков и 50 глухарей.

— Я очень люблю природу, лесную тишину, свежий воздух. Поэтому и выбрал работу эту, — рассказывает наш герой. — Душа радуется, когда видишь ее результаты.

…Возвращаясь домой далеко за полночь, только по дороге от Щербаков до Багдашкино встретили четырех зайцев. Есть, значит, в наших лесах жизнь.
Медвежья семья к съемке готова.
Читайте нас: