Бабу Шуру я впервые увидела на посадке в военно-транспортный самолет ИЛ-76, вылетающий в одну из горячих точек. Глядя на нее, улыбчивую и безмятежную, подумала тогда, что она не до конца понимает, куда собралась. Однако по прибытии на таджикско-афганскую границу Александра Агафоновна Пинаева ничуть не стушевалась при виде вооруженной до зубов группы охраны, а вызвалась лететь в самый отдаленный и высокогорный погранотряд — Хорогский. И там вела себя весьма храбро: не только не ворчала, но и давала фору по части отваги здоровенным крепким мужикам, отслужившим в элитных войсках. А уж сколько пользы от ее пребывания на границе перепало нашим землякам: она одна им всем их бабуль заменила, такая простая, домашняя, с баранками и леденцами, которыми втихаря набивала карманы погранцов. И ее, быть может, банальные слова поддержки имели больший эффект, чем профессиональная помощь психологов.
Про милую ее непосредственность рассказывали байки. Река Пяндж, по которой проходит граница, неширокая, запросто можно увидеть, что происходит там, за границей, на другом берегу. Баба Шура, заметив афганскую женщину, которая пыталась помыть ноги в воде, спрятала рот в ладошки для лучшей акустики и прокричала:
— Ну чего ж ты там, бедолага, мучаешься, айда к нам — мы тебя в бане русской попарим, живо вся грязь сойдет!
В другой раз не удержалась от комментариев при виде таджика, который ехал под черным советским зонтиком, спасаясь от солнца, на осле с поклажей, а жена с детьми шла следом. И может быть, ей удалось бы совершить революцию в отдельно взятой семье, если бы не военные, которые вовремя тормознули радетельницу за равноправие. Все смотрели и восхищались. Ну прямо с нее, казалось, писала Марина Цветаева свое стихотворение: «Когда я стану бабушкой... причудницей, забавницей, вихрь с головы до пяточек!».
Ну а перед возвращением в Уфу, когда проходили тажджикскую таможню, случайно выяснилось, что баба Шура свои карманы забила до отказа не конфетками, как все думали, а патронами, которые везла домой в качестве сувениров. И опять-таки всех обвела вокруг пальца: и попутчиков, и таможенников, вывернув карманы наизнанку. И по прибытии, как девчонка, озорно хвасталась горстью прикарманенных трофеев.
В ту пору, в начале девяностых, все это было удивительно втройне, поскольку главным развлечением ровесниц бабы Шуры было «лежание на печи» или, в лучшем случае, сидение на лавочке у подъезда. Разумеется, в свободное от сражений в очередях за колбасой и от сидения с внуками время. И слово «пенсия» тогда расценивалось как своего рода приговор, обрекающий на унылую жизнь на обочине. Не было стимулов, развлечений, возможностей для движения вперед. И выглядели люди старшего поколения в лучшем случае соответственно своему возрасту. И одевались тоже грустно — исключительно во что-то серо-черное. И обувались поголовно в войлочные боты на резиновой подошве под символичным названием: «Прощай, молодость!» Это было настолько привычной картиной, что однажды в Испании довелось пережить настоящий шок. Небольшое кафе на набережной заполонили приехавшие на уикенд итальянские старушки. Хотя назвать их так не поворачивался язык, как и нельзя было сказать, что они моложавы. Да, они выглядели на свой возраст — но как! Стильные стрижки, лаконичные украшения, элегантные платья, каблучок, чулочки со швом... Дамы пили вино, но не много, потому что почти все время танцевали — да так, что от них не могли оторвать глаз не только парни. Даже юные модницы откровенно любовались итальянскими пенсионерками, настолько достойно и привлекательно они выглядели. Видно было, что не только россиян поразило открытие, что старость может быть очень красивой и жизнерадостной.
Известная писательница Юлия Вознесенская в детстве мечтала о старости как о неописуемом счастье, что когда-нибудь она станет красивой, высокой старухой с белоснежной прической и будет жить в гордом одиночестве на высоком холме над морем. Вокруг — сад, полный цветов и фруктовых деревьев, а в доме — много книг и картин.
Когда старость пришла, она восприняла ее как неизбежность и стала жить в ней чуть по-другому. Выбрала беспроблемную прическу: заплела косичку, замотала в кружок — и целый день свободна. Отказалась от декоративной косметики, оставила только питательный крем. От возрастной депрессии ее спасло убеждение, что нет ничего хуже отчаянно молодящейся старухи. Не зря говорят: кто готов к старости как к естественной перемене жизни — тот и уживается с нею легко. Кто любил и продолжает любить людей — тот никогда одиноким не будет. И когда ее насыщенная событиями жизнь, в которой были лагеря, высылка за границу, потеря мужа и другие невзгоды, перетекла в старость, она решила описать, какой радостной может быть эта пора. Так появилась увлекательная, смешная и трогательная книга рассказов «Жила-была старушка в зеленых башмаках» о приключениях трех старушек.
Если вернуться к жизни реальной, нетрудно заметить, что многое изменилось: то ли время бежит быстрее, то ли люди медленнее стареют. Взгляните на снимки в семейном альбоме: насколько младше выглядите вы ваших ровесников в веке прошлом или позапрошлом? И это на фоне отвратительной экологии и дефицита натурального питания... Многим нынешним пенсионерам больше пятидесяти не дашь. А их энергии впору завидовать даже тинейджерам — так зажигательно, креативно и бодро они живут. Этим летом, например, компания однокурсниц — теперь уже учителей литературы на пенсии, отправилась путешествовать по пушкинским местам — автостопом. Для начала побывали в Болдино Нижегородской области, не проехали мимо Серафимо-Дивеевского монастыря, поскольку есть версия, что Пушкин во время своей болдинской осени встречался с преподобным Серафимом Саровским. Теперь на очереди маршрут по Золотому кольцу. Да и вообще, встречи однокурсников решили проводить не в ресторанах и кафе, а путешествуя вместе по республике. Ведь и здешние места, связанные с именами Аксакова и Цветаевой, некогда было посетить, пока работали...
Ну а тем, кого одолевает осенняя хандра, может быть, есть резон поразмышлять над словам Юлии Вознесенской: «У каждого своя уникальная старость. Это как любовь — у всех своя. В жизни все как в природе: бывает весна, зима, лето, осень — и просто надо «одеваться по погоде». Весна прошла, что ж жалеть об этом? А вы представьте себе альпиниста, который идет к вершине, и вот ему уже остались не километры, а последние сотни метров. В пути он и в грозу попал, и едва избежал обвала, половину снаряжения растерял, а костюм на нем ободрался... Он устал и простыл в пути, но вершина уже близка и сверху виден весь пройденный путь. Хотел бы он оказаться вновь у подножия горы — в новеньком костюмчике, бодреньким и не знающим, какие испытания его ждут? Я — нет...»
Да и утверждение, что на пенсии жизнь только начинается, — не просто расхожая фраза. Начинается из-за того, что она — другая. А уж лучше или хуже выйдет, зависит от каждого, получившего свободу от работы каждый день с девяти до шести.
Когда аккомпанирует... комфорт — тогда года становятся богатством
Бытует ошибочное мнение, будто с наступлением неизбежного пенсионного возраста былые краски жизни тускнеют.
«Мы многое можем в любом возрасте», — считает Виталий Тарасов из села Елань-Чишма Ермекеевского района и доказывает это активным образом своей жизни. По профессии он учитель. А по зову души — музыкант и поэт. К тому и другому приучился, будучи еще студентом Белебеевского педучилища.
Черная беретка, баян и огромное количество поющих людей вокруг — по этим признакам легко определить аккомпаниатора Тарасова сегодня. Ни один конкурс художественной самодеятельности, выступление творческих коллективов на сабантуе, поездки на зональные и республиканские фестивали не обходится без участия чувашского ансамбля «Мерчен», которым он руководит вот уже четверть века.
Виталию Геннадьевичу — 66 лет, и он безмерно рад тому, что у него есть возможность творчески развиваться и тем самым украшать жизнь окружающих. Ведь он руководит поющим женским коллективом не только в родном селе, но и в деревне Ермолкино соседнего Белебеевского района.
— Заманил туда меня глава их сельского поселения Геннадий Николаевич Яковлев. Езжу на репетиции раз в неделю, когда на автобусе, а когда Геннадий Николаевич сам подвозит. Чуткий, четкий, и знающий толк в своем деле человек. Понимает, что создавать хорошее настроение людям — задача из разряда первостепенных.
Говорят, человек должен комфортно чувствовать себя в любом возрасте. Виталий Тарасов был доволен, когда был запевалой в студенческом хоре и солистом струнного оркестра, когда во время службы в истребительном авиационном полку командовал хором жен офицеров. В Ермекеевской средней школе был руководителем духового оркестра, потом с единомышленниками в РДК создали вокально-инструментальный ансамбль. А с назначением директором Елан-Чишминской школы организовал детский вокальный ансамбль «Родничок».
Комфортно ему и сейчас. У него крепкая семья, прекрасные дети и лучшее в мире увлечение — дарить людям радость.
Банк идей
- В Челябинске недавно прогремел шляпный бал: дамы и кавалеры блистали в классических широкополых шляпах и цилиндрах, соломенных и фетровых головных уборах, которые послужили оригинальным дополнением к маскарадным костюмам. Специального приза «За самый патриотичный головной убор» удостоилась дама, чья шляпка была украшена символом района — черным лебедем.
- В Иркутске набирает популярность проект «Бабушка-гламур», где люди старшего поколения открывают для себя секреты стиля, учатся выглядеть современно, сочетать аксессуары с одеждой в соответствии с возрастом и своим цветотипом, знакомятся с особенностями ухода за кожей и посещают курсы «Фитнес-бабушка». Скоро стартует проект «Бабушка — полиглот», который предоставит возможность заняться изучением английского, француского, немецкого языков.
- В Астрахани открыли клуб психологической поддержки пожилых людей и инвалидов под названием «Разговорное кафе». Здесь за чашкой чая один на один можно побеседовать с психологом, который поможет найти правильное решение сложных ситуаций.