Все новости
Cоциум
24 Сентября 2013, 15:28

Завод «номер один»

Отсюда есть пошла история промышленной Уфы

Эти колеса доедут до Казани? Доедут до любого города России.
Эти колеса доедут до Казани? Доедут до любого города России.
Каждый раз, когда ступаю на территорию Уфимского тепловозоремонтного завода, ловлю себя на том, что раздваиваюсь. Только что был в XXI веке, а стоило спуститься по склону от улицы Ленина на улицу Вокзальную и пройти заводскую проходную, — попадаю то ли в XX, то ли в XIX век.

Шел по редакционному заданию в производственный цех, а оказался в действующем музее начала индустриализации Уфы. Здесь со всей России и из стран ближнего зарубежья принимают на ремонт тепловозы. Освоили производство новой продукции — снегоочистителей и укладчиков рельсов.

Но атмосфера XIX века сохраняется намеренно: она чувствуется в бережном отношении к памятникам архитектуры, к традициям — для будущих поколений работников, для памяти.
Четыре здания, в которых сегодня находятся литейный цех, комплектовочный участок, парокотельная и склад для кислоты, были построены в 1889 году. Ухоженное двухэтажное заводоуправление, выкрашенное в цвета пастельных тонов — желтое с белым — возведено в 1900 году. Колесный цех, толстые стены которого выложены из природного бута, появился в 1901-м. В одном из зданий мастерских когда-то пел Федор Шаляпин. Мировой бас пришел к рабочим специально, с некоторыми, говорят, водил дружбу. Небольшой одноэтажный дом, где размещается отдел кадров, был срублен и сложен в 1905-м. На нем вывеска, извещающая, что цеха Уфимских железнодорожных мастерских имеют статус объектов культурного наследия, так как именно здесь происходили революционные события, в результате которых уфимский рабочий класс отстоял свои права на свободу и достойную жизнь. Сразу несколько мемориальных досок увенчивают фасад заводоуправления. Одна из них в честь героя Гражданской войны, кавалера четырех орденов Красного Знамени Степана Сергеевича Вострецова. Другая извещает о том, что в годы Великой Отечественной войны в цехах Уфимского завода размещались три украинских паровозоремонтных завода: Гомельский, Запорожский и Изюмский. Скажи тогда кто-нибудь, что спустя семь десятилетий украинцы и русские станут таскать друг друга за чубы из-за сала и газа, сгореть бы тому заживо в паровозной топке, как врагу.

Еще одна мраморная доска — первым комсомольцам Башкирии от комсомольцев Советского района, 1977 год. Последние, несомненно, еще живы и здоровы. Есть, наверное, среди них и радетели капиталистического бизнеса. Не в упрек им про бизнес сказано, Боже упаси! Дело в другом: серьезная дата в истории знаменитого предприятия, которая могла и должна была стать прекрасным поводом для возвеличивания самоотверженного труда наших предков, возможности показать реальную экономику, отделенную от нынешней виртуальной, периодически вовлекающей нас в черную дыру очередного кризиса, осталась незамеченной и историками, и бывшими комсомольцами, и нынешними партийцами.

Круглые исторические даты ждут, к ним готовятся годами. Например, в Свердловской области юбилей по случаю находки на Березовском руднике первого российского золотого самородка смогли превратить в событие международного масштаба. В результате сколько разговоров на весь мир — сумели свердловчане себя показать.

Как Уфа из обычной крепости стала промышленным городом? Об этом сегодня знают разве что на кафедрах истории в вузах. Сошлюсь на очень содержательный сборник кратких очерков «История Уфы», изданный в 1981 году на Уфимском полиграфкомбинате, в котором содержится огромная библиография. До постройки железнодорожных мастерских в городе имелось всего девять крупных предприятий с числом работающих на каждом не менее 16 человек.
Обновленный локомотив уходит в рейс.
Наиболее крупной считалась пищевая промышленность, где объем годового производства на одного работника достигал 1 тыс. 957 рублей, кожевенная — 1 тыс. 034, деревообделочная — 411, силикатная — 273 рубля. Видное место в экономике города занимали ремесленники, выполняющие заказы горожан (по-современному, предприниматели). По данным 1886 года, насчитывалось 310 мастеров, 308 подмастерьев, 271 ученик.

Экономическая и культурная жизнь губернского города неузнаваемо изменилась с началом строительства Самаро-Златоустовской железной дороги. В книге сделан акцент на том, что «общественность, городское управление более 10 лет добивались проведения Сибирской железной дороги через Уфу. Только 9 января 1885 года правительство утвердило проект железной дороги Самара — Уфа — Златоуст — Челябинск — Екатеринбург». Спустя 10 месяцев (заметьте, как быстро) началось строительство. Закладка вокзала состоялась 26 апреля 1886 года. Движение на Самаро-Уфимском участке началось 8 сентября 1888 года, когда был сдан мост через Белую. Еще через два года — следующий участок дороги до Златоуста с мостом через Уфимку.

Тогда же ввели в эксплуатацию железнодорожные мастерские, ныне Уфимский тепловозоремонтный завод. Разве его 125-летие не есть удачный повод вспомнить нашу созидательную историю, сравнить действия чиновников и общественности того и нашего времени? Вот бы прежнюю твердость и настойчивость при проведении решений во благо родного края сегодня употребить! Пожалуй, уже бегали бы в уфимском метрополитене электрички, а мостов через Белую и Уфимку было бы в разы больше, чем сейчас. Мечтать не вредно. Особенно когда есть повод.

Уфимские мастерские стали промышленным предприятием «номер один». В первый год в них трудились 167 рабочих, затем численность резко возросла. Площадка мастерских стала котлом для исторических страстей, в вареве которых родилась сила, названная гегемоном. Здесь, как и в сотнях промышленных центров России, вырвался на волю джин революционных преобразований.

Сегодня политики разного толка тщатся по любому поводу сказать, что с историей, с силами, которые ею движут, надо считаться, с почтением изучать их, ибо велика вероятность наступить на старые грабли. И сами же наступают!

За неделю до заводских мероприятий по случаю 125-летия старейшего предприятия республики менеджеры пытались по телефону «достучаться» до высоких кабинетов, в которых решалась судьба почетных грамот для рабочих. Высокие лица были недоступны. Ну, подумаешь, какой-то заводик в овраге, по улице Вокзальной готовится отметить круглую дату. Сегодня лицо экономики республики представляют другие гиганты, они творят новейшую историю. И кто там у них, интересно, гегемон?
Ветераны колесного цеха Олег Костаусов, Николай Понитков, Алексей Спиридонов (начальник) и Петр Шпортько.
Читайте нас: