Все новости
Cоциум
29 Августа 2013, 14:51

С чего начиналась «Родина»?

Уфимцы лишний раз доказали, что этот кинотеатр — один из самых любимых

Хотя наша победительница — технарь по образованию, интересы у нее самые разные: чтение, гитара, фортепиано, иностранные языки.
Хотя наша победительница — технарь по образованию, интересы у нее самые разные: чтение, гитара, фортепиано, иностранные языки.
Пожалуй, именно эта викторина оказалась «не по зубам» нашим читателям, всегда проявлявшим завидную эрудицию. Собственно, и составление ее доставило нам немало труда: сведений об одном из старейших кинотеатров оказалось до удивления мало. И только любезная помощь сотрудников «Родины» помогла нам заинтересовать читателей историей появления на улице Ленина столь впечатляющего здания. Победитель же определился практически в последние дни. Им стала уфимка Анна Ляченкова, студентка 6 курса Уфимского авиационного университета. «Родина» — любимый Анин кинотеатр, поэтому викторина сразу привлекла ее внимание. «Там проводятся регулярные фестивали авторского кино, организуются показы иностранных фильмов с субтитрами, что помогает в изучении языков, демонстрируются работы башкирских режиссеров. Ничего подобного нет ни в одном из наших кинотеатров», — считает Анна.
Автором проекта кинотеатра «Родина» стал московский архитектор Семен Якшин.

Здание построено в стиле сталинского ампира. Сталинский ампир (от французского empire — империя) — одно из лидирующих направлений в архитектуре и искусстве в СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. В декоре помещений преобладали массивная деревянная мебель, лепнина под высокими потолками, бронзовые светильники и статуэтки. Немаловажная деталь сталинского ампира — люстры, изготавливаемые в основном из бронзы и украшенные хрустальными подвесками.

Фасад уфимского кинотеатра оформлен восьмиколонным портиком с аркой-сводом в средней части. В свои «молодые» годы он впечатлял горожан не только архитектурными формами, но и интерьером, декоративной отделкой, фойе с зеркалами в мраморных багетах, драпировкой зрительных залов — красного и синего — бархатом соответствующего цвета.

Кинотеатр появился 60 лет тому назад совсем не случайно. Страшная война прошла по стране, и одной из главных задач стало восстановление разрушенных городов и сел. Эти планы распространили и на промышленные центры, которые много сделали для победы в тылу. Уфа оказалась в этом списке, и одной из основных задач стало возведение нового юбилейного объекта — кинотеатра: республика праздновала 25-летие образования БАССР. Кстати, пока правительство решало, каким именно должен быть кинотеатр, Якшин прочно прописался в Уфе. По его проекту началось строительство кинотеатра «Победа», закончившееся в 1948 году. Пока шла дискуссия, он разработал новый проект — двухзального кинотеатра, рассчитанного на 700 мест. Этот вариант был принят безо всяких проволочек, план строительства был утвержден летом 1949 года.

По проекту того же архитектора, представленному в 1949 году, был построен кинотеатр «Ударник» в Сталинграде.

Однако «Ударник» проигрывает от того, что встроен в красную линию улицы и теряется в череде соседних зданий. Осуществление проекта в Уфе оказалось гораздо более удачным. Авторов проекта выдвинули на соискание Государственной премии 3-й степени. Указ был уже опубликован в газетах, однако вмешалось непредвиденное обстоятельство. Никита Хрущев публично выступил с жесткой критикой «архитектурных излишеств», и в докладе вождя кинотеатр «Родина» был упомянут как образец таковых.

Габдрахмана Хакимулловича Фаттахутдинова (Сан Саныч, как ласково называли его горожане) назначили директором кинотеатра в год открытия «Родины».

Габдрахман Фаттахутдинов пятнадцатилетним пришел в кино, которое стало призванием всей его жизни. Начинал с расклейки афиш, изготовления рекламных щитов, работы сторожем, потом был помощником киномеханика, киномехаником, администратором. В 1934 году, двадцати пяти лет, он был назначен на должность директора самого большого в предвоенной Уфе кинотеатра «Октябрь». Ближе к концу войны Фаттахутдинов, получивший должность начальника управления кинофикации южного берега Крыма, переехал с семьей в Ялту: у него начинался туберкулез, и назначение на работу в теплые края оказалось как нельзя более кстати. Первый же восстановленный в южном городе кинотеатр — существующий до сих пор — он назвал именем старшего сына. И туда, в кинотеатр «Спартак», в феврале 1945 года пришла госпожа Элеонора Рузвельт, поскольку в те дни в Ялте проводилась конференция с участием руководителей трех союзных держав. Супруга американского президента хотела посмотреть какой-то советский фильм. Нужной картины, кажется, в кинотеатре не оказалось, и общение с важной гостьей ограничилось рукопожатием и коробкой конфет, которую она подарила директору. Однако рассказ о знакомстве Фаттахутдинова с женой президента США стал одной из семейных легенд.

В кинотеатре «Родина» он проработал директором до 1974 года.

Первоначально кинотеатр имел три зала: «синий», «красный» по 350 мест и «зеленый» — малый зал документального кино на 60 мест, расположенный на цокольном этаже.

В большом фойе была устроена эстрадная площадка, где играл симфонический оркестр, и кафетерий. На первом этаже, сразу за входными дверьми, открывалось торжественно оформленное просторное фойе, по соседству с ним был спроектирован зеленый уголок, по некоторым данным, единственный в то время в СССР, разместившийся в кинотеатре. В «зеленом зале» демонстрировали детские художественные и мультипликационные ленты; этот же зал оказался единственным в городе постоянно работающим пунктом показа хроникально-документальных и научно-популярных картин. Кстати, у «Родины были филиалы — Дом просвещения, ныне Молодежный театр, и Дом актера. Кроме того, сотрудники кинотеатра обслуживали пароходы, воинские части, детские сады, пионерские лагеря.

В мае 1963 года шофер горкомхоза Степан Семенович Стуколкин при кинотеатре «Родина» организовал передвижной детский кинотеатр «Малыш», уместившийся в обычном автобусе.

Для «Малыша» был разработан маршрут, определены дни и часы приезда в запланированные места кинопоказа — детские сады, парки, крупные жилые массивы и окраины города, пляжи и близлежащие от города сельские населенные пункты. Обращавший на себя общее внимание красочным оформлением, передвижной кинотеатр быстро завоевал популярность среди уфимской детворы.

Оркестр кинотеатра «Родина» был сформирован из сотрудников пользовавшегося широкой известностью в послевоенные годы эстрадного оркестра, работавшего при кинотеатре «Октябрь».

Думается, в День российского кино и этот кинотеатр вполне заслуживает внимания. Это одноэтажное здание располагалось на том месте, где теперь находится гостиница «Агидель». Зал был выстроен в подражание театральным: откидные деревянные кресла, подиум перед экраном, карманы лож. Главным преимуществом зала была его высота, что создавало хороший акустический эффект. В канун Великой Отечественной войны коллектив кинотеатра «Октябрь» успешно организовал рекламную кампанию и провел торжественные мероприятия по случаю выхода на экран историко-художественной ленты «Салават Юлаев». Некоторые любители музыки, отстояв долгое время в очереди за билетами на вечерние сеансы, приходили специально для того, чтобы послушать оркестр. В этом коллективе рождалось, набирало силы будущее башкирского джаза: там играли С. Липпорт, А. Шаганова и Ф. Кирш.
Читайте нас: