Все новости
Cоциум
8 Августа 2013, 15:43

«...Плюс интернетизация всей страны?»

Умение общаться нужно преподавать, как азбуку

Хотим мы того или нет, интернет стал неотделимой приметой современного мира. Правда, информация, которой в избытке напичкана всемирная паутина, в большинстве случаев нуждается в многократной проверке. Зато побывать в знаменитом Мариинском театре на «Борисе Годунове» в постановке Андрея Тарковского, хотя и виртуально, — удовольствие, не сравнимое ни с чем, а скачать книгу, цена которой в магазине заставляет грустно почесывать затылок, — вообще благодеяние для заядлого книгочея. Однако Дина Рубина, автор нынешнего Тотального диктанта, считает, что все эти радости не сравнимы со злом, таящимся во Всемирной паутине. Кто прав: миллиарды пользователей, блуждающие по просторам виртуального мира, или эмоциональная писательница, сомневающаяся в пользе интернетизации всей планеты? «Нам не дано предугадать…» Думается, предоставить слово нужно все же профессионалу, привыкшему читать в человеческой душе, как в раскрытой книге — детскому и семейному психологу Юлии Ивановой.

— Кто, по-вашему, и почему больше всего подвержен интернет-зависимости?

— В первую очередь это, конечно, подростки. Как только они получают допуск к компьютеру, то есть в 9 — 10 лет, а то и раньше, — прочно зависают в «паутине». Это приводит к тому, что они предпочитают тусоваться в соцсетях, в реальности же живое общение оказывается просто «просаженным»: им проще поставить смайлик для выражения своих чувств, но стоит ребенку оказаться лицом к лицу с одноклассником, с которым он так живо переписывался в соцсетях, — дар речи куда-то пропадает.

Вторая группа — это люди, обладающие заниженной самооценкой. Они ставят вычурные фото, стараются показать, что имеют высокий социальный статус, рассчитывая на анонимность, которая многим кажется непременным атрибутом интернета. На самом деле анонимность эта мнимая. Состоявшиеся люди в соцсетях не «зависают» — они заняты делом в реальности. Те, кто не смог найти себя в этом мире, создают мир виртуальный, компенсируя нереализованную потребность в общении. Когда человек что-то размещает в интернете, у него возникает иллюзия, что это кому-то интересно. Ему кажется, что он таким образом привлекает к себе внимание.

— А звезды кино, эстрады, писатели — им-то это зачем? Они и так узнаваемы и известны.

— Это та категория людей, которая нуждается в том, чтобы на них везде обращали внимание, в том числе и в соцсети. Сейчас стало модным то, про что без улыбки не скажешь: люди выкладывают в сети фото блюд, съеденных за завтраком, каждодневных мелочей, которые их окружают, вплоть до интимных. К сожалению, эту моду стали перенимать подростки. Звезды для них — ориентир. Другой вопрос — тот ли это ориентир, который нужен подростку.

— Как же определить, насколько далеко углубился человек в виртуальный мир?

— Бить тревогу нужно тогда, когда он приходит домой и первым делом включает компьютер, не поев, не поговорив с домочадцами. Его интересует, кто к нему заходил, сколько лайков поставил — так проявляется эта зависимость. Таких людей можно определить даже на улице: они никого не видят вокруг, чаще всего надевают наушники, отгораживаясь от мира. Они заводят виртуальных питомцев, удовлетворяя таким образом свою потребность о ком-то заботиться. Да выйдите на улицу, откройте глаза: те деньги, которые перечисляются, чтобы потешить несуществующего любимца, можно отдать на счет больного ребенка. Происходит некая переоценка ценностей. Обесценивается душа.

В Америке есть интересный опыт лечения этой зависимости: людей отправляют на Мальдивы. Главное условие — ты едешь туда без телефона и компьютера. У человека возникает настоящая ломка, как у наркомана. И он либо начинает воспринимать реальный мир, либо еще больше уходит в себя. Тогда необходимо участие друзей, родных, специалистов. Но это Америка.

У нас, я бы сказала, бороться ни с чем не надо — технический прогресс не остановить. Просто нужно найти рациональный баланс между новинками современного мира и человеческими ценностями, которые, между прочим, тоже никто не отменял. Подростку не нужны запреты, родители должны загрузить его сообразно его же интересам, чтобы времени на «зависание» у него оставалось по минимуму. Причем, если это будет занятие в кружках, кружки следует выбирать групповые. Для мальчишек, например, футбол, хоккей, но ни в коем случае не индивидуальные занятия, где ребенок опять-таки будет погружен в себя.

По опыту скажу: сфера общения не развита сейчас практически у всех, начиная с дошкольников. Я проводила тренинги с разновозрастными группами: поначалу трудно всем, даже если даешь элементарные задания. Например, как поздороваться с человеком. Раньше люди это делали интуитивно, не задумываясь. Сейчас — «со скрипом». Одна из причин — исчезли дворовые игры. Детей перестали выпускать во двор, и это понятно: время жестоко, и родители боятся за их безопасность. Но раньше ребенок во дворе имел возможность общаться с разными типами личностей и умел с ними контактировать: где-то уступить, где-то настоять на своем. Сейчас это общение заменяется соцсетями.

Для меня было шоком, когда я попросила на одном из тренингов членов группы посмотреть на человека и сказать о нем что-то хорошее. Люди не смогли найти слова. Простые когда-то вещи нужно преподавать, как азбуку.

У взрослых же всегда есть отправная точка, определив которую, поймешь, почему человек предпочел соцсеть реальному миру. Вернувшись в прошлое и разрешив давнюю проблему, можно добиться успеха в реальности. Иногда в сеть отправляются офисные работники — от безделья.

— Можно ли как-то понять, кто твой собеседник в виртуальном мире. Я слышала, что иной раз даже аватарка много скажет о человеке.

— Безусловно. В моей практике был случай, когда по статусу, который определил для себя один из подростков, я поняла, что у ребенка возникают суицидальные мысли. Мы переписывались, и, начав с вопросов издалека, я, к счастью, помогла этому ребенку справиться с ситуацией. Статус много говорит о человеке, это практически диагноз для опытного специалиста.

Аватарка столь же красноречива: если человек ставит не свою фотографию, а фото какой-то личности, ясно, что он хочет на эту личность походить, но пока этих качеств у себя не имеет. Люди, выбирающие мультяшных персонажей, трогательны, ранимы, оберегают свой внутренний мир, при этом достаточно коммуникабельны, но сохранили несколько детское видение реальности. Животные — агрессивный леопард, например — наверняка помогают человеку снимать внутреннее напряжение. Владелец такой аватарки как бы обозначает, какой он крутой и сильный. Но внутренний мир его трагичен, он что-то переживает и старается помочь сам себе.

— А белый пушистый зайчик?

— «Посмотрите на меня, какой я замечательный и хороший». Но на самом деле, выбирая крайности — либо положительного героя, либо законченного злодея, человек непременно хочет что-то скрыть от постороннего, отвлекая внимание на эту пушистость или острые клыки. Он не готов пускать кого-либо в душу.

— Собственная фотография?

— Это адекватная самооценка. Человек понимает, кто он в этом мире, что делает. Часто на аватарку ставят своих детей. Как семейный психолог, я считаю, что это первый признак того, что родители начинают потихоньку растворяться в своем ребенке. От большой любви, конечно. А ведь важно быть не просто мамой, но и женщиной, реализовать себя как личность. И кончается это тем, что мы начинаем работать уже с родителями. У каждого — у ребенка и у родителя — должна быть своя судьба, своя жизнь, которую он должен прожить. Подрастая, ребенок уходит к сверстникам, это очень болезненно переживают некоторые мамы.

Если же на аватарке — просто симпатичный малыш, есть несколько вариантов: либо ваш собеседник — незрелая личность, либо хочет обзавестись собственным ребенком, либо намерен скрыть что-то значимое от постороннего внимания, ведь дети всегда вызывают положительные эмоции.

— Существует сленг соцсетей, а обычная речь не отличается грамотностью. Не приведут ли виртуальные посиделки к еще большей безграмотности?

— В общем, да, но, к счастью, где-то с год назад появилась тенденция постить в соцсетях правила грамотной речи. Думаю, если правильно пропиарить грамотность (например: «Ставить запятые в деепричастном обороте круто»), то на это подростки среагируют. Но это надо суметь подать. Главное, чтобы нашлись люди, которые захотели бы заняться «культурной революцией» в интернете. Общество живет по правилу «что хорошо рекламируется, то хорошо продается».

— Чего, по-вашему, не следует никогда делать в соцсети?

— Размещать неограниченно свою личную информацию: рассказывать об отношениях, которыми вы дорожите, делиться идеями, которые вы еще не реализовали. Соцсеть — это сфера, где информация разлетается в секунду. Тут тоже нужен рациональный подход: зачем и для чего я это делаю? Если просто хочу показать родственникам и друзьям, как выросли дети, — это одно. Если хочется продемонстрировать, что жизнь удалась, — это опять-таки не что иное, как компенсация своей неуверенности.

— Эйнштейн как-то сказал: «Я боюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. И тогда мир получит поколение идиотов». Напрасны ли его опасения?

— Согласна с Эйнштейном. Когда человек теряет умение общаться, наблюдать, он деградирует. Но выбор всегда делает сам человек.
Это интересно
  • Первая в истории веб-камера была запущена в 1991 году в лаборатории Кембриджского университета. Ее единственной целью было контролирование кофеварки и предупреждение о заканчивающемся кофе.
  • Название символа @ варьируется по-разному. У сербов — «а», сошедшее с ума», у турок — «роза», голландцы видят в нем «хвост обезьяны», поляки — просто обезьяну. Англичане, французы, израильтяне и корейцы обзывают его улиткой. Для таиландцев это «червяк, свернутый кольцом». В России @ называют «собакой», в Чехии — «селедкой».
  • Каждая восьмая супружеская пара начала свои отношения благодаря интернету, а каждая десятая разводится из-за того, что один из них любит поболтать с друзьями в соцсетях.
  • Почти половина пользователей интернета одновременно сидят за монитором и смотрят телевизор.
  • Три четверти пользователей — это мужчины.

Шесть советов родителям

Если вы сможете стать тем человеком, которому ваш ребенок доверяет, ему не придется искать поддержки у виртуальных друзей.

С оставьте правила безопасного поведения в интернете и правила действий ребенка при столкновении с опасным незнакомцем. Напишите их на бумаге и прикрепите возле компьютера.

Попросите ребенка никому не сообщать личные данные: имя, возраст, номер телефона, домашний адрес, номер школы. Объясните, что не следует высылать свои фотографии людям, с которыми он познакомился по интернету.

Попросите его сразу же рассказывать вам о неприятных ситуациях во время общения в интернете, уточнив, что не будете сердиться, о чем бы он ни сказал.

Напоминайте ребенку о том, что все правила безопасности в интернете остаются в силе и тогда, когда он пользуется компьютером вне дома.

Воспитайте в нем умение наблюдать. Проводите тренинги для детей: выходите на улицу, спрашивайте: «Вот идет человек, как ты думаешь, какой он?». Так же можно «прогуляться» и по соцсетям.
Читайте нас: