«О Вернере, как много б ни писал,
меня чутье всецело подмывало:
должно быть, есть начало из начал,
чтоб сердце своей песни пожелало».
Эти строки нашего земляка, а ныне киевского поэта Леонтия Иванова как нельзя точно отражают суть взаимоотношений двух людей, один из которых не может не писать стихов, а другой — не петь песен.
Не петь, даже когда тяжелая болезнь лишила возможности ходить.
Нынешний свой отпуск Леонтий Егорович приурочил к торжествам по случаю 60-летия Кумертау. Принял участие во всех праздничных мероприятиях, а вечером вместе с братом и его семьей поспешил на стадион, где должен был состояться концерт. Он знал, что лауреат многочисленных конкурсов Вернер Макарович Семенов исполнит их песню «Вальс поколений».
Признаться, поэт и сам не ожидал, что песня получится такой проникновенной. По сути, она прослеживает историю поколений, что подтвердили кружащиеся в вальсе три пары танцоров в одежде пятидесятых, школьной форме советских времен и современных свадебных нарядах. И удивительный по красоте голос Вернера Семенова разносит над стадионом слова: «Родительский вальс, школьный наш вальс, свадебный вальс в вас сердца единит…».
Тогда, на стадионе, пообщаться по душам не получилось, но за день до отлета в Киев Леонтий Иванов отправился в гости к другу, прихватив заодно и газетчиков, давно собиравшихся навестить народного артиста Кумертау.
Маячный встретил нас громом и молнией, чем очень обрадовал после городского пекла. Вот эта улица Школьная, вот дом Семеновых, где у ворот поджидала Фарида Тимерхановна и уже поторапливал хозяин, выкативший свою коляску на крыльцо.
— Как много, оказывается, людей, принимающих чужую беду как свою собственную, — рассказывает Вернер Макарович. — Видите все эти приспособления над кроватью, тренировочную дорожку в прихожей, самодельный веломобиль, навес во дворе? Такую заботу проявили руководители Канчуринского управления подземного хранения газа Александр Аркадьевич Иванов и Кумертауского «Межрайкоммунводоканала» Виктор Николаевич Гаврилов. Вначале они сами пришли, прикинули, чем облегчить постельный режим. А потом на этих предприятиях изготовили все приспособления, чтоб мне сподручно было подтягиваться, садиться, передвигаться по дому. Помогали и другие люди, дай им Бог здоровья и благополучия. И на этой волне понимания и добросердечия столкнулись мы и с откровенным равнодушием. Обращался за помощью на предприятие, откуда я вышел на заслуженный отдых, — в «Ишимбайнефть». Меня устроил бы даже отрицательный ответ, мол, по бедности предприятие ничем помочь не может. Я бы их понял. Но они молчат, как будто не слышат моих просьб.
— Почувствовав себя лучше, Вернер нынешней весной решил проехаться на усовершенствованной нашими помощниками коляске по селу, ведь в последние два года был к постели прикован, — рассказывает Фарида Тимерхановна. — Долго его не было, я забеспокоилась и вышла встречать. А он подъезжает, весь увешанный пакетами со сладостями и крашеными яйцами (в этот день пасху праздновали). Соседи и знакомые спешили христосоваться, желали здоровья. А он, чистая душа, радовался, как ребенок!
Взгляд, брошенный Фаридой Тимерхановной на Вернера Макаровича, многое объясняет. Ох, не зря он называет супругу своим ангелом-хранителем. Во многом благодаря ей этот сильный мужчина не опускает рук. Много лет ухаживала Фарида и за своим свекром, фронтовиком Макаром Филипповичем, благодаря чему он жил долго и счастливо почти до ста лет. Вернеру супруга стала и медсестрой, и массажистом, и целителем, а заодно и музыкальным критиком.
Да-да, присутствуя при рождении очередной песни, Фарида Тимерхановна что-то предлагает, делает замечания, которые поначалу и сердят композитора, но он к ним прислушивается. Никак не нарадуются Семеновы помощи, которую оказывает оператор из центра «Дуслык» Алексей Мыколайчук. Сам приезжает к ним, записывает музыкальное сопровождение. Вот и «Вальс поколений» появился с его помощью. «Парень талантливый, неравнодушный — нам с ним очень повезло!» — признается Фарида Тимерхановна.
— Объявляю музыкальную паузу, — вскинув руку, восклицает Вернер Макарович, — поиграем в музыкальную викторину. Я буду петь попурри народных песен на семи языках, а вы с Леонтием Егоровичем угадывайте.
Не на тех напали, мы дали маху только с мордовской песней, приняв ее за чувашскую. Это твердая четверка с нашей стороны.
А потом пили чай с фирменным ягодным пирогом и слоеными мясными пирожками, которыми славится замечательная женщина Фарида Семенова. Покидали дом с чувством легкого сожаления, но Вернеру Макаровичу надо было отдохнуть — вечером он с фольклорным ансамблем имени Кинзи Арсланова должен выступить с концертом в селе Шабагиш.
Не раз сетовала я, что не окончил этот уникальный человек в свое время консерваторию, не стал звездой оперной сцены. А теперь думаю по-другому. Жизнь сложилась так, как сложилась. Пел бы Вернер Семенов сейчас в столичных театрах, почивал на лаврах, получал бы звания. И был бы «парнем из нашего города», который изредка посещал малую родину. А так он наш, родной, мы все его любим и можем в любую минуту позвонить, расспросить о житье-бытье. И в ответ услышать какую-нибудь байку, а если повезет — и куплет из новой песни.