Все новости
Cоциум
13 Июля 2013, 15:25

Почтовый роман о выживании

У стратегического предприятия появится стратегия развития

Ирек Минивалеевич Галимов.
Ирек Минивалеевич Галимов.
Работу российской почты сегодня не критикует разве что ленивый. Вот и мы в начале беседы с директором управления федеральной почтовой связи республики Иреком Галимовым были настроены воинственно. Причем несмотря на повод для встречи: ежегодно во второе воскресенье июля почтовики отмечают профессиональный праздник. Но мы решили дистанцироваться от банальных разговоров о достижениях и передовиках и поговорить о проблемах и путях их решения. Ну а как иначе? У всех на памяти «апрельский кризис», когда тысячи и тысячи получателей не могли дождаться заветных посылок и корреспонденций. Дело закончилось заменой гендиректора Почты России.
— Ирек Минивалеевич, так что тогда все же произошло?

— Произошел коллапс с международными посылками. Скопившиеся остатки международной почты по всей России составляли тогда 900 тонн. К слову, к концу июня эта цифра снизилась до 200 тонн, а последствия той проблемы ощутили на себе и жители Башкирии, не получившие вовремя заказанные ими товары в интернет-магазинах. Вот только одни ли почтовые служащие в том были виноваты? Судите сами. Поток международных отправлений неуклонно рос, и нужно было увеличивать количество мест международного почтового обмена, штат работающих на них не только почтовых служащих, но и таможенных служб. Необходимо было увеличивать площади терминалов аэропортов, решать вопросы логистики. Вовремя этим не занялись, оттого и результат такой. Но, согласитесь, это проблема не только почтовой службы, однако крайними выставили нас.

Кстати, новый директор Почты России Дмитрий Страшнов прогнозирует дальнейший рост количества отправлений, заказанных через интернет. На недавнем форуме «Почтовая Тройка 2013» он заявил, что в ближайшее время они увеличатся в полтора раза. Сейчас ведется работа, чтобы избежать повторения апрельской ситуации. Уже давно ясно, что необходима глубокая модернизация отрасли, расширение инфраструктуры Почты России, налаживание логистических процессов, да много чего еще нужно. Министр связи России Николай Никифоров недавно отметил, что Почта России должна превратиться в универсального оператора, предоставляющего, в том числе, государственные услуги, электронные сервисы и так далее. Трудно с этим не согласиться. Но пока у нас нет даже стратегии развития отрасли. Сейчас идет ее разработка, обещают, что в течение второй половины года государство определится с ней, а в весеннюю сессию Госдума примет закон о почтовой службе. Как это будет выглядеть, я сказать не могу. Но обещают, что начнут решаться многие существующие десятилетиями проблемы. В том числе и с заработной платой почтовиков.

— А какая она?

— В среднем около 13 тысяч рублей. У почтальонов, которые составляют почти половину от всех наших служащих, и того меньше.
— Действительно, с такой зарплатой трудно поддерживать положительный имидж.

— Зарплаты низкие, но мы их вовремя выплачиваем, существует сдельная система оплаты труда, и некоторые почтальоны зарабатывают до 20 тысяч рублей, правда, таких очень мало. Социальными гарантиями наши работники обеспечены, реализуется программа негосударственного пенсионного обеспечения — дополнительные выплаты к пенсиям уже получают 72 человека… Словом, стараемся в рамках возможного, но действительно, невысокий уровень оплаты труда работников остается для предприятия одной из самых серьезных проблем. Оттого и текучесть кадров у нас очень высокая — при увольнении мы делаем опрос: почему люди уходят? На первом месте безоговорочно стоит низкая зарплата.

— Насколько обеспечены кадрами почтовые отделения? Наверное, есть проблема с этим?

— Да не сказал бы, что это проблема. Сегодня наши отделения укомплектованы на 97 процентов. При этом городские ОПС — на 95 процентов, а сельские — на 99. Но, повторю, ключевая проблема — текучесть кадров. Основной отток происходит среди работников массовых профессий — почтальонов, операторов.

— Знаю, у вас рентабельное предприятие. Почему нельзя повысить зарплату?

— Потому что уровень рентабельности не позволяет. Мы социально ориентированное предприятие, не можем повысить плату за услуги, не можем снизить издержки за счет закрытия отделений в тех местах, где население сократилось. Ни одно почтовое отделение в республике не закрылось, а сеть наших объектов в последнее время даже увеличилась за счет дополнительного открытия отделений и пунктов почтовой связи.

Начиная с 2006 года мы действительно объединили некоторые почтамты для того, чтобы сократить управленческий аппарат. Но это не значит, что для решения каких-либо вопросов нашим клиентам нужно выезжать в другой район — все осталось на месте.

Сокращение населения в сельской местности сокращает и спрос на наши услуги, это ведет к убыткам, снижает мотивацию и интерес к работе у части работников. Это сказывается и на качестве услуг.
— Поэтому и есть недовольные.

— В том числе. По логике вещей, государство должно было бы компенсировать убытки от содержания нерентабельных сельских отделений, но пока этого не происходит, предприятие перераспределяет средства, оттого их и не хватает на достойные зарплаты. Надеюсь, в подготавливаемой стратегии развития отрасли все эти проблемы найдут решение.

Хочу еще добавить, что в целом у нас все же не хватает отделений и пунктов почтовой связи. В сельской местности они лишние по нормативам на количество населения, а в городах — не хватает. Только в Уфе нам нужно открыть 15 новых отделений. Представьте, люди пришли на почту, а там очередь длинная. Поэтому и недовольные появляются. Хотя для сравнения — по России только 14 процентов опрошенных сказали, что довольны работой почты, а в Башкирии таких 67 процентов. Но все равно, треть населения недовольна нашей работой, нужно стараться ее улучшать.

— Что делается для этого?

— Для того чтобы не допустить деградации почтовой сети на селе, мы активно внедряем передвижные отделения связи. В первую очередь они предназначены для предоставления услуг в отдаленных и труднодоступных районах с ограниченным количеством населения. Это полноценные отделения связи, обслуживающие сразу несколько населенных пунктов. Таким образом, их жители получают весь необходимый набор услуг с сохраняемой частотой доставки корреспонденции и печати, а наши работники — полноценную занятость и стимул работать качественнее, поскольку их заработок зависит от объема выполненной работы. Сегодня в республике действуют уже три таких передвижных отделения связи, до конца года планируем приобрести за свой счет еще четыре.

— Мне кажется, что традиционная деятельность почты уходит в прошлое. Эпистолярный жанр перекочевал в интернет, в электронную почту. Какую нишу займет отрасль в перспективе?

— Писем, открыток, в традиционном понимании, люди действительно стали посылать меньше. Но почтальоны за прошлый год отнесли адресатам корреспонденций на три процента больше, чем годом ранее. Растет деловая переписка, — так называемых «писем счастья» из пенсионных фондов, налоговых служб стало больше. Ну и покупки из интернет-магазинов, о которых мы говорили в начале беседы, сегодня составляют уже 80 процентов всех направляемых в Башкирию посылок.

Мы проводим в республике большую работу по совершенствованию почтовой инфраструктуры, способной «переварить» большие потоки корреспонденции и печати за короткие сроки. Важным моментом здесь является создание крупных логистических узлов, позволяющих осуществлять сортировку почтовых отправлений на максимально возможное количество объектов. Если проще, то, чем меньше этапов сортировки, тем выше скорость пересылки, меньше вероятность того, что ваше письмо, газета или посылка застрянут на одном из таких этапов.

На сегодня самый крупный узел создан в Уфе. В цехе экспедирования печати на территории издательства «Башкортостан» производится детальная сортировка на 800 объектов республики и даже в соседние регионы. Все почтовые отправления в Башкирское Зауралье обрабатываются в Белорецке, откуда они идут на сто объектов. Месяц назад мы запустили производственный участок обработки почты в Бирске — с 1 июля он работает на десять районов.

И, конечно, электронные каналы обмена информацией. Мы обладаем самой развитой сетью отделений в республике и стране. Практически все они оборудованы высокоскоростными каналами доступа в интернет, что позволяет оказывать разные электронные услуги, в том числе и государственные. У нас есть договоренность об использовании трехсот наших отделений для оказания там государственных и муниципальных услуг. В целом развитие этого сегмента открывает перед нами новые возможности и ставит точку в споре о том, похоронит интернет почту или нет.

Также традиционная торговля входит в сферу наших интересов. Сегодня в почтовых отделениях в отдаленных деревнях можно купить необходимые товары. Магазинов в таких населенных пунктах часто нет, потому что коммерсантам невыгодно содержать их, тогда на выручку приходит почта. Так что перспективы у нас есть. Как и трудности. Но они преодолеваются кропотливой работой.
Читайте нас: