Для шаранской деревни с поэтическим названием Три Ключа местная школа — одновременно и центр инновационных технологий, и средоточие всей здешней жизни. Построена она чуть больше 15 лет назад, а потому и сегодня выглядит свежо и современно. Не в последнюю очередь благодаря ей самый дальний уголок района давно уже стал одним из признанных центров пчеловодства. А с недавних пор (опять же во многом с подачи педагогов) здешние владельцы личных хозяйств буквально завалили ароматной клубникой близлежащие города и районы. Ягоды и мед в Трех Ключах, думается, останутся. А вот школа в ближайшем будущем может прекратить свое существование.
Многие местные жители клянут оптимизацию учебного процесса. И их можно понять — сравнительно недавно в этот процесс оказались вовлечены учебные заведения в соседних Михайловке и Папановке. Как результат, некогда крепкие деревни хиреют буквально на глазах — михайловцы и папановцы, у которых есть дети, продают дома за бесценок, а то и вовсе навешивают на двери замки и уезжают.
Сейчас все идет к тому, что под «каток» оптимизации попадет и триключинская средняя школа. Повод для этого есть — формально ей можно придать статус начальной, а то и вовсе закрыть, если в каждом классе обучается менее семи человек. А в одиннадцати классах триключинской школы сейчас получают образование 55 мальчишек и девчонок.
— Здесь обучаются дети из шести близлежащих деревень, — говорит ее директор Петр Соколов. — Самые дальние из них — Папановка и Юность, в четырех километрах от нас. Если школу закроют, возить детей придется в Мичуринск, до которого более 20 километров. Если же посчитать заезды во все шесть деревень, пробег школьного автобуса и вовсе получится приличным. Но главное даже не это: в некоторые деревни можно проехать только летом — в межсезонье и зимой туда просто не пробиться. И если до нас школьники как-то добираются (зимой — на лыжах, с наступлением тепла — на велосипедах), то с закрытием школы они могут просто выпасть из учебного процесса.
Изюминка триключинской школы — профильное обучение. Шесть часов в неделю ее воспитанники изучают пчеловодство и плодоводство, агрономию и основы сельхозтехники. Полученным результатам позавидуют и более именитые педагоги: дети занимают призовые места на республиканских и российских конкурсах, ученических олимпиадах по экологии и биологии. Как водится, одно тянет за собой другое: мед в этом удаленном уголке давно уже вырабатывают не килограммами — тоннами, а слава о здешних селекционерах, выращивающих виноград, абрикосы, лимоны и другие экзотические ягоды-фрукты, давно уже шагнула за пределы района.
— А как вы хотели, — грустно улыбается Соколов. — К примеру, у нас не первый год действует кружок пчеловодства. Ребята так увлекаются процессом, что уже через несколько занятий разбивают на своих придомовых территориях небольшие пасеки. Даже я оказался вовлечен — мой сын тоже ходил в этот кружок. А когда уехал, на мне осталось несколько десятков ульев.
Рассказывая о буднях сельской школы, директор ведет меня по пришкольному саду, площадь которого более двух гектаров.
— Здесь у нас клубника, чуть дальше — плодовый сад с яблонями и грушей, — поясняет он. — Левее — малина и смородина, а здесь выращиваем картошку, морковку, капусту, свеклу, лук...
Обширный земельный надел для школы не роскошь, а еще один способ выжить. Выращенную клубнику замораживают и всю зиму хотя бы раз в неделю потчуют детей вкусным компотом. На столы попадают и мед с собственной мини-пасеки, овощи-фрукты, выращенные под руководством преподавателей. Если учесть, что на питание каждого ребенка ежедневно выделяется 1,73 рубля и по 100 рублей ежемесячно «скидываются» родители, слова Соколова о том, что «здешняя земля позволяет кормить детей сытно и вкусно», обретают совсем другой вес. Мало того — излишки продукции продаются. А заработанные деньги идут на ремонт, покупку новогодних подарков и так далее.
— Если перспективы школы пока туманны, то за будущее наших воспитанников я спокоен, — говорит Петр Соколов. — Все они приучены к крестьянскому труду. И мы сыграли в этом определенную роль. Если по каким-то причинам ребята не смогут найти работу, их всегда прокормит земля. Тем более что продукция пчеловодства, саженцы и ягоды-фрукты пользуются стабильным спросом.
Недавно у триключинцев появился шанс сохранить школу. Соколов прошел по всем инстанциям и добился-таки того, чтобы к ним перевели ребятню из деревни Чикеево. А это еще 15 душ. Вот только находится она далековато, и без автобуса дело может застопориться, не начавшись. Триключинским педагогам обещали выделить так нужный им транспорт. Но когда решится этот вопрос — неизвестно. Если автобус дадут до 31 августа — хорошо. Позже — с большой долей вероятности школа будет «оптимизирована». А значит, и будущее пока что крепкой деревни окажется под большим вопросом.