Собрались с женой в Москву к родне. Ответ на вопрос «на чем добраться?» был очевидным — конечно, на фирменном поезде «Башкортостан», на котором частенько ездили в былые годы, и 39-й оставлял у пассажиров только приятные чувства.
Мы наивно полагали, что все сохранилось, как и прежде. Но, увы, ожидания не оправдались. Более того, поразились тому, что все изменилось в худшую сторону. Взять хотя бы подъезды к вокзалу. Автобусы, такси и личные машины просто не имеют возможности подъехать к привокзальной площади. Поэтому толпы людей с вещами тащатся к вокзалу издалека. Носильщиков нет. После объявления о посадке пассажиры и провожающие устремляются через темный подземный переход к перрону. Конечно, можно было бы воспользоваться горизонтальным эскалатором, но до него надо подниматься, а это высоко, и затем опускаться. Поэтому этим «комфортным» способом практически никто не пользуется.
Наконец устраиваемся в своем вагоне. От прежней фирменной обстановки там ничего не осталось, разве что одна реклама лотерейных билетов. По дороге выясняем, что проводники ничего толком не знают о республике, некоторые из них не владеют башкирским языком (хотя бы на уровне разговорного). Ресторан не предлагает никакие национальные блюда или выпечку.
Доезжаем до Самары. И здесь выясняется, что время стоянки нашего скорого — заметьте, скорого! — поезда аж два часа! На вопросы «почему так долго?» получаем ответ: «Ждем прибытия поезда из Оренбурга, к которому будут прицеплены наши вагоны». Непонятно, зачем тогда отправлять наш фирменный поезд в семь утра из Уфы, чтобы так долго стоять в Самаре? Неужели нельзя откорректировать график следования?
После Самары наш поезд едет до Москвы уже как 31-й Оренбург — Москва. Выяснить, почему скорый едет так медленно, никак не удается. Посудите сами: электричка от Рязани до Москвы идет 2,5 часа, наш скорый — 3 часа 36 минут!
Обратно в Уфу возвращались поездом № 14 «Южный Урал» Москва — Челябинск. Разница разительная. Во-первых, скорый поезд до Уфы идет на 2 с лишним часа быстрее, чем наш фирменный. Путь от Москвы до Рязани он приходит за 2 часа 54 минуты. Во-вторых, стоянка в Самаре 26 минут. За сутки поездки начальник поезда трижды обошла все вагоны, побеседовала практически со всеми пассажирами, спрашивала о претензиях и пожеланиях, пожелала счастливой поездки.
Обидно. В Челябинске фирменный как фирменный, а у нас он прицепной. Ведь имидж республики определяется не только богатствами ее недр, гостиницами и бортевой пчелой, но и тем, как обслуживают пассажиров фирменного поезда. Ведь 39-й «скорый» — это и есть лицо республики.
ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ. Это письмо редакция «РБ» направила в пресс-службу Башкирского региона Куйбышевской железной дороги. Вместо комментария от газеты попросили в довесок к письму официальный запрос. Объяснили это тем, что «железная дорога — режимный объект, есть специальные инструкции по общению с журналистами» и что руководство находится в Самаре.