Все новости
Cоциум
18 Июня 2013, 15:18

В столицу Арктики — на парашюте

Приключения уфимского барда на Северном полюсе

С другом Алексеем Жаворонковым тепло и на Шпицбергене.
С другом Алексеем Жаворонковым тепло и на Шпицбергене.
Кто о чем, а я мечтал о Северном полюсе, для начала начитавшись книг: Вениамин Каверин «Два капитана», истории покорения Арктики Седовым, Амундсеном, Берингом, Пери, Куком... Я мечтал коснуться земной оси — и это произошло. Путь к мечте был непрост: Языковская средняя школа, Уфимский авиационный институт, служба в армии офицером ВВС, работа преподавателем, инженером, журналистом — и вновь возвращение в авиацию.
Полёты в ночном небе

Дорога в облака была нелегка: в Уфимском центре малой авиации меня обучили пилотированию спортивных самолетов, выдав свидетельство пилота с присвоением звания командира самолета. В свое время случай познакомил меня с дважды Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом, другом Юрия Гагарина Владимиром Коваленком. По его рекомендации я стал помощником председателя Федерации космонавтики России по республике. Коваленок с восторгом вспоминал о парашютных прыжках, которые были частью подготовки к полетам в космос. Именно тогда решил попробовать прыгать и я.

Прошел ускоренные курсы обучения с элементами парашютной акробатики. Прыгал с больших высот, ночью и на скоростях выше 300 км в час. И вот, наконец, встреча с Игорем Черепановым, руководителем Уфимской региональной поисково-спасательной базы. Именно он, первый в республике, совершил прыжок с парашютом на Северном полюсе. Он же познакомил меня с руководителем арктической экспедиции в Москве. С легкой руки Черепанова я и мой друг, пилот-инструктор Алексей Жаворонков, были зачислены внештатными сотрудниками поисково-спасательной базы аэропорта Уфа. У нас появилась реальная возможность попасть в списки членов экспедиции. Если откровенно, я до самого момента зачисления не верил, что мне так повезет: желающих занять наше место было очень много.

Тракторы для Северного полюса

В состав экспедиции вошли опытные десантники и спасатели со всей России. Ее задачей было десантирование на дрейфующую льдину на Северном полюсе и строительство полярного городка Барнео со взлетно-посадочной полосой. В случае успеха нашего полета у ученых, туристов и спортсменов всего мира появлялась возможность прилетать в Барнео, а фактически на Северный полюс, прямыми рейсами со Шпицбергена.

В Москве, а потом и в Мурманске мы начали подготовку грузов к десантированию: два трактора, 150 тонн топлива для вертолетов и самолетов, палатки, продукты — все это надо было пришвартовать к специальным платформам и установить на них многокупольные парашютные системы. На подготовку ушло три недели тяжелого, изнурительного труда. На Северный полюс мы вылетели на самолете ИЛ-76 из Мурманска. Через три с половиной часа были на месте.

Северные «речки» глубиной четыре тысячи метров

Прыжок из самолета ИЛ-76 — дело довольно специфичное. Температура за бортом, на высоте 2, 5 тыс. метров, около минус 50 градусов, парашютист летит со скоростью 330 км в час. Во время выхода за борт необходимо сгруппироваться, чтобы набегающим потоком воздуха не вывихнуло, к примеру, руку. Только после раскрытия купола на высоте в тысячу метров можно было собраться с мыслями и как следует оглядеться вокруг: правда, любоваться пришлось сплошными облаками.

Перед прыжком нас предупредили, что погодные условия для десантирования крайне плохие. Нижний край облаков находился на высоте 150 метров от льдины. Но мы надеялись на экипаж, и он нас не подвел. Когда показалась льдина, я понял, что самое опасное позади: внизу была не вода, а снег. Как говорят спасатели, главное — не угодить в «речку». А «речка» — это трещина в льдине Северного Ледовитого океана. Сверху она смотрится, как русло самой обыкновенной реки, однако глубина ее — ни много ни мало 4 тыс. метров, а температура плюс 2 градуса по Цельсию. И все бы хорошо, но ветер дул со скоростью 15 метров в секунду — стремительно приближались торосы. Эти остроконечные ледяные глыбы представляли реальную опасность при посадке, поэтому пришлось ставить купол по ветру, чтобы успеть перелететь через них. Несколько кувырков через голову — и вот он, Северный полюс.

На этом проблемы не кончились. Мы прыгали в одежде, которая не должна была стеснять движения парашютиста. Пуховики «ушли» вместе с грузом, который десантировался перед нами. В результате до платформы с одеждой добирались около часа, через глубокий снег и торосы, ритмично стуча зубами: температура-то минус 28 с ветром.

Не обошлось без традиционного для полярников купания в Северном Ледовитом океане. Толщина льдины всего метр, поэтому мы без проблем вырезали бензопилой купель. Когда была сдана взлетно-посадочная полоса, приземлился первый самолет со Шпицбергена. Началась навигация. Наша миссия была выполнена, и мы на том же самолете улетели в Норвегию, а оттуда — в родной Мурманск.
Справка

Александр Лынник — автор и исполнитель собственных песен. Организатор и участник проекта «Лучшие барды Уфы». Выпустил ряд альбомов, книг и аудиокниг. Сменил несколько профессий: инженер-электронщик по ремонту станков, ведущий инженер-системотехник, вокалист студии «МАК-Рекордс», директор звукозаписывающей студии «Брют», главный звукорежиссер, ведущий на радио Nostalgie, «Ретро». Сейчас — руководитель студии «РТ Продакшн», ведущий. Шоумен, бард, артист музыкальных пародий, а также пилот, спортсмен-парашютист, победитель корпоративной парусной регаты, рулевых гонок в Турции. Увлечения: горные лыжи, дайвинг. В ближайших планах — затяжной прыжок с высоты 10 тыс. метров.
Читайте нас: