Он упоминается в работах русских исследователей XVIII века (Иван Лепехин, Иван Георги) как «праздник, на который съезжается верхом на свои пашни всякая деревня, не исключая ни жен, ни детей, слушает произносимое муллою моление о плодородии земли и изобилии в траве, и забавляется потом попойкою, пляскою, песнями, ристаниями взапуски и тому подобными».
Обязательные обрядовые действия — конные скачки, борьба куреш, восхождение на вертикальный длинный столб, прохождение по наклонному шатающемуся шесту, битье горшков с завязанными глазами и бег в мешках — можно считать инсценировкой мифов.
Хранители земли башкирской
Наверное, одним из самых волнующих событий во время праздника становятся скачки. Они проходят вкруговую. Это имитация движения солнца по небосводу и освящение своей земли. Окружая кольцом территорию, наши предки как бы сооружали защитный щит, повторяя при этом действия своего прародителя Урал-батыра, когда тот в борьбе с силами хаоса создавал для башкир землю.
В «Урал-батыре» солнцу принадлежит лучший из лучших коней — Акбузат. По дошедшим до наших дней древним поверьям башкир, силы, вредящие человеку и всему живому, боятся коня и связанных с ним предметов. Поэтому башкиры в старину, если им по каким-либо причинам нужно было переночевать вне дома, под открытым небом, окружали место ночлега предметами, связанными с конем. Автору этих строк в шестидесятые годы, в детстве, довелось увидеть отголоски очень интересного ритуала, когда во время эпидемии ящура старики-башкиры, чтобы обезопасить деревню и скот от навалившейся неожиданно напасти, пропахали борозду вокруг деревни плугом, в который был запряжен конь.
В материалах фольклористов есть сведения о том, что перед сабантуем башкиры вкруговую огораживали территорию, на которой должен был проходить этот праздник: по поручению стариков-аксакалов всадник привязывал к седлу длинный аркан с белой (можно и красной) тряпкой на конце и три раза объезжал на коне будущее место сабантуя. Такой ритуал соблюдался, например, и древними хеттами. Хеттский царь со своей женой в день весеннего равноденствия на колеснице, запряженной четырьмя конями, объезжал места, считавшиеся сакральными, и тем самым освящал их.
Тюркоязычные карачаевцы и балкары во время сабантуя на свежевспаханном поле разводили огненный круг, внутрь него вводили молодую супружескую пару, которая символизировала новую жизнь.
Бык из потустороннего мира
Не менее захватывающим зрелищем является национальная борьба куреш. Ее суть можно понять как отражение древнего мифа, когда в начале времен происходила борьба сил Добра и Зла, борьба Нового и Старого, Жизни и Смерти. Силы Добра побеждают, и в мире воцаряется порядок.
В эпосе «Урал-батыр» есть эпизод, где Урал борется с быком царя Катила — владыки потустороннего мира. По мифологическим воззрениям тюркских и иранских народов, бык — принадлежность потустороннего мира, и поэтому борьбу Урала с быком можно понимать как борьбу сил Добра с силами Зла.
Подобный обряд есть, например, у якутов. В старину весною они находили двух молодых людей, одного наряжали в одежду из шкуры белого жеребенка, другого — в одежду из шкуры рыжего или черного и заставляли бороться. Борьба двух батыров должна завершиться победой сил Добра и Света над силами Тьмы.
Известный журналист Василий Песков в своей статье «Околица» упоминает о проводимых в русских деревнях раз в год, на Троицу, давно ушедших в прошлое кулачных боях. Эти побоища, сейчас многими оцениваемые как дикость, между тем, объясняются мировоззрением древних славян — все теми же символами борьбы между светлыми и темными силами.
Автору этих строк и самому в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов посчастливилось увидеть такие «побоища». Беру это слово в кавычки, так как до настоящих боев дело не доходило. Битва начиналась не сразу, вначале стороны подначивали, дразнили друг друга, и только после этого сходились в рукопашной. Но без кровопролития. После боев все расходились усталые, но довольные. Никакой злобы, вражды не было.
Скользкое восхождение на небо
Имеет свое объяснение и такой обряд, как покорение высокого скользкого столба, возле которого всегда многолюдно и шумно. На самую вершину его вешают подарки, которые достанутся в награду тому, кто сумеет до них добраться.
В древней Индии был праздник Раджасуя, напоминающий наш сабантуй. Во время празднования индийские цари должны были взобраться на вершину вертикально вбитого в землю столба.
В мифологической модели мира одним из главных элементов является «Мировое дерево», находящееся в центре Мира. Через это дерево соединяются три этажа мироздания — подземный (подводный), земной и небесный. Герои мифов, путешествуя по стволу Мирового дерева, попадают из подземного мира в земной, а оттуда восходят на небеса. Вертикальный скользкий столб на башкирском сабантуе — это аналог мирового дерева, и участники состязания как бы повторяют действия своего древнего предка Урал-батыра, восходящего на седьмой, самый верхний слой неба.
Бег в мешках — навстречу новому году
Один из самых азартных видов соревнований на сабантуе — бег в мешках. Этому зрелищу также можно найти объяснение в мифологии древних башкир. В башкирских сказках очень часто один из мифических героев Югеряк-батыр, несмотря на свое умение быстро бегать, описывается одноногим или же с путами на ногах. Влезая двумя ногами в мешок и пытаясь бежать в таком смешном положении, участники соревнования как бы представляют бег одноногого бегуна. Но если сейчас это воспринимается как веселое зрелище, то в древности все было очень серьезно, так как, по представлению древних, от результата бега зависело, наступит новый год или нет.
«Пока кто-то не умрёт, другой не родится»
Доисламское мировоззрение башкир объясняет также суть такого состязания, как битье горшков с завязанными глазами. Этнографические данные свидетельствуют о широкой распространенности этого обычая. Например, таджики и узбеки совершают такой обряд в праздник Науруз. Смысл его — в вере в то, что без избавления от старого не может наступить новое, так как нет места этому новому. У башкир до сих пор сохранилось выражение: «Пока кто-то не умрет, другой не родится». Разбивание горшка символизирует то же, что и разбивание яйца и появление на свет новой жизни. При этом горшки символизируют мифическое «мировое яйцо», из которого, как из хаоса, появляется мир.
Всегда многолюдно, шумно и весело у наклонного качающегося шеста, врытого одним концом в землю, на другом его конце привязан приз для победителя — баран. Смельчак должен пройти до конца и тогда получит свой приз. Нам кажется, что этому действию также найдется объяснение в древнебашкирской мифологии и фольклоре. Башкиры считали, что дорога из этого в иной мир проходит по некому мосту, перекинутому через водное пространство. Батыры на границе миров встречаются у моста с такими враждебными силами, как джинны, дивы, аждахи, и побеждают их. Через этот мост могут пройти только праведники — с помощью белого барана.
Похожий мост Чинват есть в иранской мифологии, где через него переберутся только праведные батыры, не обремененные грехами. Образ барана, по представлениям древних скотоводческих народов, был связан со счастьем, удачей, и его приносили в жертву — в начале нового года, при закладке нового дома, на свадьбах, а рогами украшали опорный столб в жилище.
Празднуя сабантуй, наши далекие предки повторяли те же подвиги и действа, которые совершали во времена первотворения их боги, и как бы обновляли свой мир.