Как плоть без души, так и город без духовных центров мертв. Не зря наши прадеды построили столь величественный храм на площади города, в самой его сердцевине, и освятили главный придел в честь Святой и Живоначальной Троицы. Изуродованный советской властью, пустовавший долгие годы, Свято-Троицкий собор вновь занял в жизни Бирска особое место. Его активное восстановление началось с момента учреждения новой епархии — Нефтекамской и Бирской во главе с Преосвященнейшим епископом Амвросием.
Поводом для внеочередной рабочей встречи с председателем Благотворительного фонда «Бирск» Владимиром Дудиным, благочинным Бирского округа протоиереем Сергием Рыжаковым и старостой городских храмов Михаилом Лялиным стал приезд известного в России звонаря Владимира Петровского — специалиста по монтажу колоколов и их настройке. Идем по территории собора. Лялин, в прошлом строитель, со знанием дела рассказывает:
— Видите, на сколько звонница «выросла»? Скоро будем поднимать и устанавливать колокола. Поэтому и звонаря пригласили: сейчас он занят компьютерным моделированием и описанием последовательности работ — тут все не так просто.
Почти готов красивый кованый забор. Для въезда машин и проведения крестного хода запланированы два входа, один из которых будет в виде кирпичной арки, выходящей на улицу Ленина. Бригада челябинцев готовит новый купол: к его каркасу крепят покрытые нитридом титана металлические листы. Это химическое соединение не только окрашивает, но и защищает металл от царапин: «позолота» не сотрется и не потускнеет в течение многих лет. Старый купол демонтируют, на его месте засияет новый, «золотой».
Отец Сергий делится радостью:
— Звонница без колоколов — что человек без языка. В начале июня для 40-метровой колокольни из города Каменск-Уральский Свердловской области привезут 12 колоколов. Самый большой из них — весом пять тонн. Для обучения звонарей пригласили архангельского мастера — ведущего звонаря Владимира Петровского. Он же установит компьютерную звонарную программу.
Владимир Дудин уточняет:
— Звонарь — профессия штучная, уникальная, а потому капризная и дорогая.
Обходим завалы на строительной площадке. Под руководством прораба Сергея Еговкина работают подсобные рабочие и каменщики: кто-то вручную обрабатывает кирпичи, придавая им нужную форму, кто-то готовит раствор… Замечаю, что в здании собора не осталось ни одного целого окна. Владимир Дудин тут же поясняет:
— Окна будут заменены на новые, пластиковые. В конкурсе на их изготовление и установку участвуют местные предприниматели. Главные условия тендера — цена и качество. Все-таки храм Божий восстанавливаем, дело святое.
Староста Михаил Лялин рассказывает:
— Прилегающая территория будет вымощена брусчаткой после того, как проложат все коммуникации: водопровод, канализацию и отопление. А после завершения наружных работ предстоит огромная реставрационная работа внутри самого храма.
— Да, разрушать было легче, чем восстанавливать, и, видимо, не скоро начнутся богослужения в храме, — вздыхает отец Сергий. — Но надеюсь, что колокола порадуют бирян своей небесной музыкой на празднествах в честь юбилея города.
…Дудин и Лялин о чем-то заспорили с прорабом. Отец Сергий поспешил на требы. И грезилось наяву: вот пришла осень-цыганка в цветастом платье, созрели душистые яблоки, а по реке Белой плывет малиновый звон колоколов.
В апреле епископ Амвросий освятил закладку колокольни, которая вместе с куполом восстанет в своем первозданном виде к юбилею города. Будут завершены наружные работы — кровля, купол, колокольня, паперть, ограждение и коммуникации.
Свято-Троицкий собор, построенный в период с 1835 по 1842 год на частные пожертвования бирских купцов и мещан, стал главным городским храмом. В свое время он обладал бесценной иконой Спаса Нерукотворного, пожертвованной генералом Языковым, который получил ее из рук Екатерины II. Соборная колокольня славилась своим звоном и колоколом в 333 пуда. В годы становления безбожной советской власти звонница и часть храма были разрушены. Колокол — гордость бирян — был сброшен, погружен на баржу, отправлен вверх по реке Белой, но так и не доплыл до места назначения. О том, что случилось с ним по дороге, история умалчивает. В конце 40-х годов здание собора отдали под кинотеатр «Аврора», затем — исторический музей.