Это была любовь с первого взгляда. Красный, с серебристым отливом по бокам, аристократичным экстерьером и мощью всех своих двух с лишним десятков скоростей… Как в него было не влюбиться? Он стоял в компании двух таких же красавцев, явно ожидая того смельчака, который рискнет сегодня укротить его буйный нрав. Мне до смерти хотелось, чтобы это был я.
Не выдержав, подошел и провел рукой по его раме, по точеному седлу, сделанному из какого-то неведомого мне материала, потрогал даже спицы. На секунду ощутил, что он поддался навстречу моему движению. Но чей-то грозный окрик из-за спины заставил меня осадить назад. К сожалению, между ним и мной было непреодолимое препятствие. Этот байк предназначался президенту Башкортостана Рустэму Хамитову.
А ведь обещали… Еще накануне созваниваясь с председателем федерации республики по велоспорту Ринатом Латыповым на предмет аренды из его запасов железного скакуна, я был уверен, что получу самого лучшего. И вот он, самый лучший, стоит и ждет. Увы, не меня…
Но, на мое счастье, Рустэм Закиевич справедливо рассудил, что коней на переправе не меняют и прибыл на велопробег на своем, уже проверенном байке. А это двухколесное чудо, наконец, попало в мои руки.
— Бери. Езжай, — улыбнулся председатель федерации по велоспорту Ринат Латыпов, видя мое нетерпение поскорее оседлать обретенного друга.
Для начала, чтобы привыкнуть, сделал большой круг по площади возле русского драмтеатра, откуда предстояло стартовать всем собравшимся. Затем, вспомнив, что до сих пор еще не прошел положенную регистрацию, подъехал к организаторам. Поздно! Три с половиной тысячи заготовленных номеров уже закончились, и на таких ротозеев, как я, а нас было много, их попросту не хватило. А народ еще прибывал и прибывал. И когда организаторы объявили, что число участников приблизилось к отметке 4 тысячи, стало ясно, что мероприятие побьет все мыслимые и немыслимые рекорды по массовости. Ни один из митингов последних лет, проводившихся тут же, не собирал столько своих сторонников, зевак и просто любопытствующих, как День тысячи велосипедистов, как поначалу окрестили велопробег его инициаторы.
И на самом деле, кого тут только не было! Профессионалы, которые выгодно отличались от остальной публики экипировкой и дисциплиной. Целые семьи, многие с детьми. К некоторым байкам каким-то хитрым способом были приторочены специальные двухколесные то ли коляски, то ли повозки, в которых сидела трех-четырехлетняя малышня, вдохновенно размахивающая флажками с символикой велопробега.
Некоторые уфимцы подошли к своему участию в мероприятии весьма творчески, нарядившись в костюмы викингов, эльфов, ковбоев и даже ангелов. Не отставали от жителей столицы и гости из других городов и районов республики — большинство из них делегировали в Уфу своих представителей.
Наконец после непродолжительных приветственных речей, все участники велопробега выстраиваются на уготовленных им местах. Первым, с соответствующим номером на байке — глава республики Рустэм Хамитов. Справа от него — Станислав Сырыгин, совсем еще молодой человек, председатель союза велосипедистов Башкирии, придумавший и организовавший вместе со своими единомышленниками этот праздник. Рядом — министр молодежной политики и спорта Андрей Иванюта, глава уфимской администрации Ирек Ялалов и, как писали раньше в советских газетах, другие официальные лица.
День 1000 велосипедистов приурочен к Международному дню велосипедиста. В Уфе он проводится в третий раз. В 2011 году участниками проекта стали 350 человек. В 2012-м — уже более 1,3 тыс. человек, в этом году в массовом велопробеге стартовали около четырех тысяч спортсменов и любителей.
Именно Сырыгин дает команду обратного отсчета, и колонна велосипедистов трогается по маршруту от уфимского горсовета до площади имени Салавата Юлаева. Никто не гнал, никто не демонстрировал своих скоростных навыков — цель у пробега была совершенно иной. Главное в этот день было не преодолеть отрезок в 11 километров первым, а приехать всем вместе. Хотя понятие «всем вместе», в буквальном смысле слова, оказалось весьма растяжимым — на целых три километра.
Удивительное дело, нетерпимо и крайне болезненно относящиеся к уфимским пробкам автомобилисты весьма дружелюбно реагировали на вынужденную остановку — каждый второй солидарно нажимал на клаксон, приветствуя своих извечных дорожных оппонентов. А пешеходы, собравшиеся на остановках и тротуарах, снимали необычное действо на камеры своих мобильных телефонов.
В общем, ехали весело, и если бы не мое досадное падение в районе остановки «Спортивная», вызванное желанием помахать рукой фанату нашей газеты, прочитавшему ее название на моей униформе и закричавшему: «Журналисты, вперед!», все было бы практически идеальным. Догнав после падения «голову» колонны, подобных вольностей я себе больше не позволял до самого финиша у Конгресс-холла.
Здесь уже можно было расслабиться и выбрать себе занятие по вкусу — на нескольких площадках шли показательные выступления велобайкеров в триале, стрит BMX, фигурном вождении и скоростных заездах.
Здесь же президент Башкортостана Рустэм Хамитов сделал весьма важное для всех велосипедистов столицы заявление.
— Нужно строить велосипедные и пешеходные дорожки, оборудовать парки, но городские, муниципальные власти почему-то спят. Я не понимаю, что еще нужно — деньги есть, желание людей есть, есть территории, на которых все это можно сделать. Но я думаю, что мы пошевелим эту ситуацию, и строительство начнется, — заявил глава республики и дал поручение Андрею Иванюте, Иреку Ялалову и главам других городов Башкортостана активизировать работу по созданию полноценной велосипедной инфраструктуры.
Собственно, ради такой реакции власти все и затевалось. И нет никаких сомнений в том, что чиновники и велосипедисты услышали друг друга.
Ринат Латыпов,
председатель федерации республики по велоспорту:
— Если бы мне лет двадцать назад сказали, что у нас в Уфе будут проходить такие мероприятия, я бы ответил, что такого не может быть. А вот же — может! Продвинутая молодежь, продвинутые родители с детьми собрались и сделали. Но нам необходимо строить качественную инфраструктуру, дорожки, велосипедные базы и привести все в порядок. Пусть километр, пусть два, но это должно быть.
— Пробег прошел очень успешно, массовость превзошла все наши ожидания. С нами проехала вся республиканская и городская власть, и она убедилась, что велосипед — это современное транспортное средство. В Европе велосипед повсеместно. К осознанию данного факта придем и мы. Нас сегодня здесь 4 тыс. человек, а завтра, если будут созданы условия, нас будет и сорок, и четыреста тысяч. Я в этом уверен.