Полтора года назад в Бакалинском социальном приюте для детей и подростков была разработана и внедрена программа «МИР», по которой он работает по сей день. Как поясняют здешние специалисты, за основу они взяли все лучшее из проектов, по которым работали прежде. А потому и первые результаты оказались весьма обнадеживающими. Настолько, что программу было решено зарегистрировать в республиканском институте развития образования.
— Четыре года мы работали по федеральной программе «Детство», — говорит директор приюта Альмира Фролова. — Затем включились в республиканскую программу «Мой мир, моя семья». Благодаря ей получили автомобиль «Газель», компьютеры и специальные программы к ним, закодировали 23 пьющих родителя, обучили и помогли трудоустроиться 14 папам и мамам. В 2011 году программа закончилась, но нам ничего не предложили взамен. Мы и решили: а почему бы не попробовать создать что-то свое? Так появился проект «Мы и родители» («МИР»). Суть его в следующем: если прежде основным предназначением приюта было обуть, одеть и накормить попавшего сюда ребенка, то сейчас назрела необходимость работать над полноценным формированием личности, а также над всесторонней подготовкой маленького человека к взрослой жизни. «МИР» состоит из нескольких подпрограмм, которые мы назвали «Я +»: «Я + родитель», «Я + закон», «Я + учеба», «Я + гражданин» и так далее. Это индивидуальные тренинги, консультативная, социально-правовая и психолого-педагогическая работа. При этом каждую подпрограмму «ведет» один из специалистов приюта. К примеру, если подросток начинает задумываться о будущей семейной жизни и заводит об этом разговор, в работу включается психолог. Он интересуется, каким видится нашему воспитаннику его будущая жена, ненавязчиво формирует положительный образ потенциальной «половинки».
И все-таки главная цель — вернуть ребенка в родную семью. Если это не получается — тогда к родственникам, или же идет поиск приемных родителей. Для этого не только наши специалисты, но и папы и мамы, родня, друзья семьи на «круглом столе» решают судьбу маленького человека. Пусть не всегда, но это дает положительный результат.
Подчеркну, мы не торопимся выпроводить ребенка из приюта. Здесь он живет до полного жизнеустройства. И в семью — свою или приемную — передаем его лишь в том случае, если уверены: там ему будет лучше. В некоторых особо сложных ситуациях ребята живут здесь годами.
— В представлении большинства обывателей в приют попадают лишь дети из неблагополучных семей. И только здесь они узнают, какой может быть нормальная человеческая жизнь.
— То, что именно здесь многим мальчишкам и девчонкам удается «оттаять», — это правда. Но думать о том, что большинство их родителей ведет асоциальный образ жизни — заблуждение. Лишь треть таких пап и мам я без сожаления лишила бы родительских прав. Остальные либо попали в трудную жизненную ситуацию (погорельцы, тяжело больные люди и так далее), либо относятся к разряду педагогически несостоятельных семей.
— Внешне это довольно благополучные семьи. Но в них неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты. То есть многие родители элементарно не знают, как воспитывать ребенка. Общеизвестная истина: дети слушаются родителей, если те для них — авторитет. А сейчас благодаря телевидению и интернету некоторые подростки знают больше, чем их мамы и папы. И начинают понемногу ими манипулировать. А родители ничего не могут им противопоставить, кроме ремня и разговора на повышенных тонах, а ведь это не выход из ситуации. Помню, к нам попал мальчик, папа которого вырос в интернате, а мама не училась ни одного дня. При этом оба родителя работали, никто из них не пил. Но растущий человек категорически не хотел воспринимать их всерьез. Мы пригласили маму в родительский клуб при нашем приюте, научили ее читать, считать, общаться с детьми. Пусть и не сразу, но отношение ребенка к родителям стало меняться в лучшую сторону.
— А вы не боитесь, что, пожив здесь — среди изобилия игрушек, компьютеров, шестиразового питания и вежливого персонала, — ваши подопечные просто не захотят отсюда уходить?
— Поэтому мы стараемся помочь родителям создать среду обитания ребенка. Когда в приют прибывает новый постоялец, мы обязательно приглашаем сюда его папу и маму. Пусть они пришли к нам в неприглядном виде, с глубокого похмелья — весь персонал обращается к ним уважительно, по имени-отчеству. Во время таких встреч мы пытаемся понять, что подтолкнуло их к подобному образу жизни. Многие родители впоследствии признавались, что такое человечное отношение стало для них сильнейшей психологической встряской. Осознав себя личностью, кое-кто сделал попытку подняться со дна и начать полноценную жизнь.
— Приюты в их нынешнем виде — лучшее из того, что можно предложить?
— На мой взгляд, целесообразнее было бы формировать семейно-воспитательные группы, где четыре-пять детей живут с воспитателем в отдельном доме или квартире. И где каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности. Но это пока неосуществимая мечта. Сейчас мы не имеем права вовлечь воспитанника приюта в приготовление пищи, в уборку, в работу на приусадебном участке. Надзорные органы влепят нам такое наказание, что мало никому не покажется. В результате ребята, которые до совершеннолетия жили в приютах, интернатах и тому подобных учреждениях, выходят во взрослую жизнь абсолютно неподготовленными. Они не знают даже, как пользоваться деньгами, что на них купить, чтобы не умереть с голоду. Конечно, со временем им удается наработать необходимые навыки и знания, но закладывать их в растущего человека нужно все-таки с детства.
— На ваш взгляд, наступят времена, когда подобные приюты исчезнут?
— Я не пессимистка, однако, на мой взгляд, за последние десятилетия семья меняется совсем не в лучшую сторону. Если прежде «ячейка общества» была более зрелой, и окружение в меру сил и возможностей не давало ей оступиться, то сейчас люди часто предоставлены самим себе. Нередко о недочетах и перегибах в воспитании мы узнаем лишь тогда, когда семье и детям требуется помощь правоохранительных органов. Думается, это вполне закономерный результат. Ведь прежде мощным общественным воспитателем была церковь, по канонам которой оставить где-то своего ребенка считалось тяжким грехом. На смену им пришла коммунистическая идеология, которая тоже как-то регулировала этот процесс. Сейчас ничего этого нет. А потому в обозримой перспективе подобные заведения, увы, будут востребованы.