Все новости
Cоциум
18 Апреля 2013, 15:43

За себя и за того парня

Жительнице Чекмагушевского района пересадили печень от посмертного донора

По словам завотделением абдоминальной хирургии РКБ Рустема Абдеева, сейчас Файруза — практически здоровый человек.
По словам завотделением абдоминальной хирургии РКБ Рустема Абдеева, сейчас Файруза — практически здоровый человек.
Врачи молчали об этой операции десять дней. Именно столько времени нужно было для того, чтобы убедиться: первая в республике трансплантация печени прошла удачно, орган заработал. «Это первый шаг к решению большой проблемы. Если пересадку почек человек может ждать годами, находясь на гемодиализе, то аппарата, постоянно поддерживающего работу печени, не существует», — говорит известный хирург Мажит Нартайлаков, руководивший уникальной операцией в Республиканской клинической больнице имени Г. Куватова.
Поэтому люди, больные циррозом, до сих пор были обречены. По словам медиков, им могли лишь на время продлить жизнь с помощью очень дорогостоящей процедуры — безоперационного наложения внутренних шунтов. Однако сейчас у этих пациентов появился шанс стать здоровым полноценным человеком. Говорить о том, что трансплантация печени будет поставлена на поток, еще рано. Но почин есть, и хирурги в один голос с руководством минздрава уверенно заявляют: это не последняя операция.

Первым в республике счастливчиком, получившим новый орган от посмертного донора, стала 43-летняя Файруза Исламова из деревни Урняк Чекмагушевского района. Когда поступило сообщение о появлении донора, врачи подготовили к операции трех пациентов, больных циррозом. Но по результатам анализов решили остановиться именно на Файрузе.

Как рассказал заведующий отделением абдоминальной хирургии РКБ имени Г. Куватова Рустем Абдеев, донором стал молодой человек 29 лет с огнестрельным ранением, полученным при бандитских разборках. Смерть парня спасла сразу три жизни: помимо печени, его почки пересадили двум пациентам с хронической почечной недостаточностью. Хотели взять и сердце, но оно остановилось на операционном столе, а, по словам медиков, это является противопоказанием к трансплантации.

Операция длилась в общей сложности 9 часов. Нашим хирургам помогали московские коллеги из научного центра трансплантологии и искусственных органов. Их пригласили скорее для моральной, консультационной поддержки. Пока одна бригада изымала органы на одной из донорских баз и проверяла их на пригодность к трансплантации, вторая после полученной команды извлекала в РКБ пораженную печень у пациентки. Когда органы доставили в специальных контейнерах в «республиканку», началась непосредственная пересадка. К счастью, все прошло успешно.

— Больная провела три дня в реанимации, сейчас находится в отделении абдоминальной хирургии, — говорит заведующий отделением Рустем Абдеев. — Ее состояние ближе к удовлетворительному, она самостоятельно передвигается, принимает пищу. Настроение улучшилось, прошли все клинические проявления цирроза — постоянный кожный зуд, желтушность покровов. По результатам анализов это практически здоровый человек.

Конечно, совсем забыть о бывшем смертельном диагнозе Файрузе Исламовой не удастся — в течение всей жизни она будет ежемесячно проходить врачебный контроль и постоянно принимать лекарства для профилактики отторжения пересаженного органа. Но эти препараты будут для нее бесплатными, заверил Рустем Абдеев.

Нам удалось пообщаться с героиней этой истории. Файруза рассказывает, что год назад переболела гепатитом В и С, но о диагнозе «цирроз» не знала, просто плохо себя чувствовала. Когда стало совсем невмоготу, попала в чекмагушевскую больницу. Там пациентку обследовали и направили в республиканскую больницу. По словам Файрузы, сейчас она чувствует себя нормально, хорошо спит и ест. На днях ее должны перевести в отделение трансплантации, где она проведет еще около месяца. Дома заново рожденную женщину ждет семья, у нее двое взрослых сыновей.
Цифры
  • Более 200 человек в республике живут с пересаженными органами (17 из них — с «чужой» печенью, трансплантация была произведена в других регионах).
  • Первая операция по пересадке почки в Башкирии состоялась в 1996 году (в России — в 1965 году).
  • В прошлом году было произведено 38 трансплантаций почек, из них 30 — от посмертных доноров.
  • В «листе ожидания» на пересадку сердца — около 20 жителей республики, 40 человек — на трансплантацию печени и свыше 200 человек — на пересадку почек (хотя последних потенциально больше: на гемодиализе находятся 650 человек).
Республика должна знать своих героев
Первую в истории башкирской медицины ортотопическую (пересаженную на место предыдушего органа) трансплантацию печени от посмертного донора провела бригада в составе хирургов Мажита Нартайлакова, Ильдара Курбангулова, Рустема Абдеева, Максима Корнилова, Андрея Грицаенко, Фарита Нагаева, анестезиологов Константина Золотухина, Александра Самородова, Бориса Ладанова, Дмитрия Евлюхина, операционной сестры Татьяны Показаньевой.
КОММЕНТАРИЙ
Георгий Шебаев,
министр здравоохранения республики:
— Основная проблема трансплантологии лежит сегодня не в медицинской плоскости, а в социальной: речь идет о получении согласия родственников на забор органов. Но опасения, которые раньше высказывались по этому поводу, не оправдались. Коллеги подтвердят, что необходимость спасения жизни людей находит понимание у населения. Ведь каждый пересаженный орган — это спасенная жизнь. «Лист ожидания» формируется из людей, для которых других способов спасения пока в медицинской науке не существует...
Занявшись в 2011 году пересадкой почек, мы подтянули материально-техническую базу, обучили специалистов. Если говорить о трансплантации сердца, то это Республиканский кардиодиспансер, трансплантация почек — это Республиканская клиническая больница. Пять учреждений оснащены специальным оборудованием для фиксации смерти мозга — 22-я больница скорой медицинской помощи, больницы № 18 и № 21, РКБ в Уфе и больница № 1 Стерлитамака. В начале этого года главный трансплантолог России Сергей Готье проинспектировал наши базы и выдал официальное разрешение на пересадку не только почек и печени, но и сердца.

Сейчас только пять регионов занимаются пересадкой почек, печени и сердца — Москва,
Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и Казань. Мы присоединяемся
к флагманам российской медицины. Наша задача — получить федеральные квоты на пересадку печени. Квоты на трансплантацию сердца уже выделены — в этом году мы планируем провести три таких операции.
Читайте нас: