По замыслу законотворцев, работавших над жилищным кодексом, контролировать деятельность управляющих организаций должны были собственники жилья. Но суровая реальность претворить мечту в жизнь не позволила — вот уже восемь лет жильцы бьются с управляющими компаниями не на жизнь, а на смерть, а проблем меньше не становится. Два года назад в помощь жителям многоквартирных домов в республике было создано общественное движение «Башдомком». Чтобы замкнуть цепочку взаимодействия жильцов и домкомов с контролирующими структурами и органами власти, в городах и районах появится муниципальный жилищный контроль. Что он из себя представляет, каковы его функции? Об этом «РБ» рассказали побывавший на днях в Уфе главный жилинспектор страны Николай Васютин и руководитель госжилинспекции республики Ильдар Замалетдинов.
Муниципальный жилищный контроль ни в коем случае не следует считать надзорным органом, дублирующим работу госжилинспекции, подчеркнул Николай Васютин. Муниципальная структура будет его дополнять, охватив все населенные пункты региона.
— В крупных городах, к примеру, Уфе и Стерлитамаке, коммунальные проблемы решаются, конечно же, эффективнее, чем в малых городах и сельской местности. Потому что контролирующие органы — вот они, рядом, оттого и конфликтная ситуация разрешается быстрее, — отметил Николай Васютин. — Напомню, что по закону все жители должны иметь равный доступ к коммунальным услугам, их качество должно быть одинаковым независимо от места проживания. Для того, чтобы на деле было так, и нужна система муниципального контроля.
Как пояснил Ильдар Замалетдинов, на всю республику приходится 63 госжилинспектора, которые чисто физически не могут дотянуться до каждого уголка.
— В прошлом году в инспекцию поступило более 10 тысяч обращений. Часть проблемных вопросов удалось снять сразу. Анализ обращений показывает, что в большинстве случаев можно и нужно было помочь собственнику жилья на месте, без писем в различные инстанции, — сообщил глава республиканской жилинспекции.
Снимать вопросы на местах местному самоуправлению раньше действительно мешали ограничения. Организовывать предоставление коммунальных услуг они могли, а принять законные меры воздействия на недобросовестные управляющие компании — нет. Возможно, именно поэтому, когда речь зашла о создании муниципального жилищного контроля, не везде это вызвало энтузиазм.
— Мы предложили внести поправки в региональное законодательство, чтобы наделить муниципальных инспекторов правом составлять протоколы об административных правонарушениях в части предоставления услуг, содержания и ремонта, перепланировки помещений, — пояснил Ильдар Замалетдинов. — Муниципалитеты получают огромные полномочия и обязаны использовать их во благо граждан. Помощь в коммунальных вопросах станет ближе к каждому жителю, разобраться в конфликтных ситуациях будет проще.
Центры общественного контроля сферы ЖКХ, которые будут помогать собственникам жилья находить общий язык с коммунальщиками, откроются во всех регионах. Башкирия в этом плане опередила всех — система общественного контроля в республике развивается с 2011 года, поэтому регион вполне может послужить модельной площадкой для других субъектов.
Об этом заявил руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ экспертного совета при правительстве России Андрей Чибис на пресс-конференции в РИА «Новости».
Региональный центр «ЖКХ «Контроль» органично вписался в уже действующую структуру — общественное движение «Башдомком». Как отметил его руководитель Арсен Нуриджанов, оно охватывает подавляющую часть многоквартирных домов в республике, на защите интересов граждан стоят около 12 тысяч председателей домовых комитетов.
— Толчком к созданию общественного движения в регионе послужил проект партии «Единая Россия» под названием «Управдом». Так по инициативе президента республики Рустэма Хамитова и при поддержке партии зародился проект «Башдомком», — пояснил Арсен Нуриджанов. — У движения есть своя «горячая линия» и служба юридической консультации. Наши специалисты совершенно бесплатно помогают разбираться в любых, даже самых запутанных конфликтных ситуациях. Кроме того, в городах и районах регулярно проводятся выездные лекции, тренинги. Мы уже накопили опыт отстаивания интересов собственников жилья и выстраивания эффективных взаимоотношений с управляющими и ресурсоснабжающими организациями, органами власти и готовы им поделиться с другими регионами.
По словам Андрея Чибиса, развивать общественные движения удается пока считаным регионам.
— Граждане до сих пор остаются один на один с гигантским «монстром» — ЖКХ, и над миллиардами рублей, которые они платят управляющим компаниям и поставщикам энергоресурсов, нет контроля. Информация о реальном положении дел в ЖКХ по-прежнему недоступна, даже для аналитики данные удается собирать с большим трудом, — подчеркнул он. — Так и возникает проблема неоправданно высоких тарифов, неудовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг. При этом зачастую своих прав граждане не знают и не могут добиться от управляющих компаний прозрачности и добросовестного исполнения обязанностей.
Необходимую численность инспекторов определяют исходя из площади жилфонда территории. Менее 500 тыс. квадратных метров — один инспектор, от 500 тыс. до 1 млн «квадратов» — два-три инспектора. В Уфе, на которую приходится четверть жилищного фонда республики, за работу примутся 10 инспекторов, а всего в регионе их будет более ста.
— В Салавате, Октябрьском, Нефтекамске, Кумертау, Кармаскалинском, Ермекеевском, Баймакском районах они уже приступили к работе. Остальным муниципалитетам нужно завершить подготовку до конца апреля, — подчеркнул руководитель госжилинспекции республики. — Как только инспектора будут назначены, проведем учебные семинары, в дальнейшем будем координировать работу и помогать им.
Только 85 процентов управляющих компаний и 47 процентов ТСЖ раскрыли информацию о своей деятельности в должном объеме.
Раскрывать сведения управляющие организации и товарищества обязали в конце 2010 года. Делать это предлагалось на одном из трех интернет-ресурсов: собственном сайте, портале госжилинспекции региона или муниципалитета. Со скрипом и причитаниями предписание стали выполнять. Однако тех, кто соблюдал все условия и не «забывал» вовремя обновить информацию, можно было сосчитать по пальцам.
В декабре прошлого года минрегионразвития процедуру раскрытия информации изменил, объявив единым сайтом для ее размещения портал «Реформа ЖКХ».
— Полнота раскрытия информации на этом сайте является одним из условий финансирования Фондом содействия реформированию ЖКХ региональных программ капремонта и расселения граждан из аварийного и ветхого жилья, — подчеркнул руководитель госжилинспекции республики Ильдар Замалетдинов.
По его словам, в этой части фонд дал нашему региону высокую оценку, но ее нужно расценивать как аванс. Стопроцентной прозрачности у нас еще нет. А в ряде муниципалитетов ни одна управляющая компания не раскрыла информацию в должном объеме. Это Белорецкий, Бижбулякский, Благоварский, Ермекеевский, Татышлинский и Уфимский районы.
— Неудивительно, что число жалоб из этих районов увеличилось. И не нужно искать оправданий. Когда есть желание, все решается в короткий срок. К примеру, за неделю завели личные кабинеты, получили пароли и разместили информацию компании в Баймакском, Бакалинском и Кигинском районах, — констатировал Ильдар Замалетдинов.
Сократить неэффективные расходы коммунальных ресурсов, которые выражаются в огромных объемах ОДН, можно.
Для этого часть общедомового потребления, превышающего определенный норматив, необходимо включать в плату за содержание и ремонт.
С таким предложением на недавнем заседании актива ЖКХ выступили домкомы Стерлитамака.
Затронув источник дохода управляющих компаний, можно заставить их заниматься энергосбережением, бороться с потерями, воровством и безучетным потреблением ресурсов, а не просто «раскидывать» весь объем на собственников жилья, уверены активисты. Главный госжилинспектор страны Николай Васютин идею одобрил.
— Прекрасное предложение, и очень правильное по своей сути. Это быстро отрезвит тех, кто зарывается. Главное — грамотно закрепить его законодательно. На уровне субъекта это вполне возможно сделать, — резюмировал Николай Васютин.
Механизм капремонта жилья в республике претерпевает капитальные изменения. В этом году будет принят новый закон о капремонте, который упорядочит процесс, определит единого для региона оператора и размер ежемесячной платы для жильцов.
— Каждый собственник обязан вносить плату за капремонт, а вот как именно будут накапливаться средства и кто будет за проведение работ отвечать, регион выберет сам, — пояснил Ильдар Замалетдинов. — Предлагается два варианта: собственники сами собирают средства на отдельном счете или все средства аккумулирует единый региональный оператор. Мы склоняемся ко второму варианту. Так будет проще и для жителей, и для контроля за процессом. Кроме того, единый оператор сможет привлекать инвестиционные и кредитные ресурсы.
Изменение системы капремонта не повлияет на финансирование Фондом реформирования ЖКХ переселения граждан из аварийного и ветхого жилья. Средства по-прежнему будут выделяться, как и субсидии из бюджета республики, уточнил Ильдар Замалетдинов.
Николай ВАСЮТИН,
главный госжилинспектор России:
— Реформа ЖКХ идет уже 20 лет. И за эти годы можно было бы получить куда более впечатляющие результаты, если бы позиция самих граждан — собственников жилья не была настолько пассивной.
В целом по стране проблемы немалые, но в ряде регионов с ними успешно справляются. Башкортостан в жилищной сфере лидирует наряду с Московской, Ленинградской, Самарской областями и Татарстаном. Но даже в этих регионах имеются недочеты, к примеру, в раскрытии информации управляющими компаниями или в формировании системы муниципального контроля. Все это преодолимо.
В ходе визита мы убедились: понимание, как это сделать, есть, а значит, результат не заставит себя ждать.