Сто лет назад в Башкирии началось активное строительство железных дорог. Бирск, который славился своим купечеством, просто не мог остаться в стороне — в начале века он являлся перевалочной торговой базой, основным товаром города был хлеб.
— Бирское земство неоднократно выступало с предложением провести Московско-Кыштымскую железную дорогу через Бирск. И такие договоренности были достигнуты. В 1907 году в городе началось строительство железнодорожного вокзала. Здание было построено. А дорогу проложили в другом месте — об этом почти позабытом всеми факте рассказала вчера в рамках проекта «Россия — путешествие во времени» журналист Алсу Слякаева.
Рельсы проложили лишь по окраине Бирского уезда, дорога пролегла через поселок Янаул, и в 1916 году там пошли первые поезда.
На чьи средства было построено здание вокзала, до сих пор неизвестно — в архивах Бирска такая информация не сохранилась. Имеются лишь сведения, что в 1913 году купец Николай Таганов открыл в его стенах коммерческое училище, затем там располагалась татаро-башкирская семилетка, а в 1933 году здание было отдано под школу. Сегодня в ней учатся более пятисот детей.
Сто лет прошло, а вопрос о строительстве железнодорожных путей через Бирск так и остался открытым.
Сегодня есть веточка, которая была построена в советское время от Уфы до Благовещенска. В перспективе строительство этой дороги планируется от Уфы до Янаула через Бирск, с заходом на территорию Бураево. 182 километра новой дороги сократят путь от Уфы до Екатеринбурга вдвое. А сами биряне уверены: вместе с рельсами в город придет былое оживление.