Все новости
Cоциум
29 Марта 2013, 16:07

История страны в летописи одной семьи

О ней рассказала в своих воспоминаниях первая женщина-нефтяник Башкирии

Роза Ганеева (Юмагужина) со своими сокурсницами по техникуму (в верхнем ряду, в середине). 1937 г.
Роза Ганеева (Юмагужина) со своими сокурсницами по техникуму (в верхнем ряду, в середине). 1937 г.
Роза Ганеева принадлежала к удивительному поколению, о котором если и говорить, то высоким штилем. Это поколение, на чью долю выпали испытания, масштабом и безмерностью цены которых оплачена нынешняя мирная жизнь. Поколение победителей.

Хорошо известна формула: состоявшаяся жизнь — это рождение ребенка, построенный дом и посаженное дерево. Эту миссию Роза Шариповна исполнила с лихвой. Оставила после себя двух детей — дочь и сына, пятерых внуков и пятерых правнуков. За свою долгую жизнь построила не один дом. А уж сколько посадила деревьев — не счесть.

А еще осталось кое-что не менее ценное для нас, живущих памятью об ушедших, — книга ее воспоминаний «Дочь СССР». И только так. Роза Шариповна считала себя частью великой страны, с этим она жила и этим гордилась. И не будет преувеличением сказать, что перед ее глазами прошли почти все значимые этапы нашей истории.

Повествование в книге ведется деликатно: не от первого лица, как это бывает в мемуарах. Роза Шариповна, не выпячивая себя, отстраненно, с позиции прожитых лет (а их было немало — 91 год!) не только вспоминает о себе и своей семье, но — что важно — через личную судьбу ведет рассказ о жизни и судьбе всей страны.
Рауза — нежеланный «цветник»

«1921 год. Прошло три с половиной года, как свершилась Октябрьская революция. Еще жив Ленин. Год страшнейшего голода. В это тяжелейшее время в деревне Яхино Салаватского района Башкирской АССР у Шарифхужи и Мафтухи Юмагужиных родилась дочь. Назвали ее Рауза, что означает по-арабски «цветник». Как и в большинстве семей, ко дню рождения Раузы в семье не было ни крошки хлеба. Вышли из положения тем, что напекли лепешки из лебеды. Рождение девочки не было желанным: в многодетной семье прибавился еще один рот. К моменту ее рождения у Шарифа было десять детей, шестеро от первой жены и четверо — от второй.

Дети жили дружно, не различая, от какой матери они родились, но матери их враждовали между собой, хотя внешне казалось, что все в этой семье благополучно». Ганеева пишет об отношениях между женами отца весьма сдержанно, но можно представить, какие нешуточные страсти кипели в семье, если много лет спустя, участвуя в программе Андрея Малахова «Пусть говорят», Роза Шариповна категорически выступила против тех, кто хотел бы повсеместно ввести в России многоженство.

Красных встретим хлебом

Память Ганеевой скрупулезно хранит все: арест и расстрел старшего брата Ахтяма, впоследствии реабилитированного, раскулачивание, голодные двадцатые, начало Великой Отечественной войны. А кроме того, события, на первый взгляд, мелкие, но по прошествии времени ставшие не менее важными.

Например, в Яхино в годы Гражданской войны по нескольку раз в день менялась власть — то красные, то белые. Роза Шариповна, не идеализируя ни односельчан, ни своих родных, рассказывает, как мудрость и харизма одного человека — отца, сохранила целую деревню: «Белые, не заходя, проскакали мимо. Вслед за ними — красные. Увидев их, мужчины вооружились, кто чем мог, и прибежали к Шарифу с тревожным сообщением. Шариф был ошарашен тем, что пришедшие вооружены и настроены враждебно. Такую позицию он категорически отверг и обратился к односельчанам: «Дорогие мои братья, родные мои, немедленно бросайте все, с чем вы пришли! Идите по домам и велите женам печь хлеб. С хлебом мы встретим красных». Так и было сделано.

Судьба соседних деревень была, напротив, трагична: то ли не нашлось мудрого человека, то ли доля выпала такая. «Жители соседних деревень — Алькино, Юнусово и других — вышли навстречу красным «со штыком», поэтому там была страшная бойня», — вспоминает Роза Шариповна.

Главная ценность — книги

Образование, книги, духовность играли очень важную роль в жизни того поколения. Учиться хотели все, и учиться всем нравилось. Исключением был дальний родственник Мухаметьян, которого семья Шарифа взяла к себе. Голодный 1921-й год сменился благодатным 1922-м — не хватало рабочих рук, чтобы собрать урожай, поэтому и прибегли к помощи Мухаметьяна. Он был «слабоумный и глуховатый. Родителей у него не было. Но в семье Шарифа чувствовал себя человеком: сыт, как-то одет, никто его не обижает».

Для всех главной ценностью жизни стало образование: «Почти все дети Шарифа получили в советское время высшее образование. Ахтям окончил в Москве институт народного хозяйства имени Плеханова, Хаджи — Московский институт железнодорожного транспорта, Хуббей — Ленинградский университет, Афтах — Уфимский педагогический институт (заочно), Роза (Рауза) — Уфимский нефтяной институт».

Поскольку Шариф был неформальным лидером, то заботой его было «не только образование своих детей: он хотел, чтобы и дети его односельчан были грамотными». Именно по его инициативе в Яхино сами жители построили начальную школу, в которой дети изучали не только Коран, но и математику, физику, башкирский и русский языки и другие предметы. Все дети Шарифа, Мафтухи и Малихи были хорошо воспитаны: «никто не сквернословил, они не ссорились, не дрались между собой», — вспоминает о своей семье Роза Шариповна.

«Тоска по Москве будет у меня до самой смерти»

В 10 лет Розу увезли в столицу. Там ее ошеломило все: и ее «сказочная красота», и то, что девочка увидела впервые в жизни: «какой-то вагон, которого она никогда не видела» — это был трамвай, и огромный Казанский вокзал со скоплением народа, и телефон, и центральное отопление, и паркетный пол, и духовой оркестр. Московская школа, учеба, которая не сводилась только к изучению определенных предметов: нередки были походы в Политехнический музей, Колонный зал Дома Союзов, Концертный зал имени Чайковского, Большой и Малый театры.

«Москва для меня так дорога, я так люблю ее, тоска по ней всегда есть и будет у меня до самой смерти», — порывисто пишет Роза Шариповна. Такой же глубоко личный характер носит и описание встречи с любимым городом в 1999 году. Эта поездка состоялась, когда внучка Аида, тогда аспирантка МГУ, а ныне работник Центрального телевидения, уговаривала ее: «Ведь Москва — твой любимый город, и надо его повидать».

Трудно с этим не согласиться. Роза Шариповна прожила там с 10 до 14 лет. Это тот самый возраст, «когда ты уже многое понимаешь, и все виденное и услышанное оставляет незабываемую память. Все, что есть во мне хорошего, кроме того, что мне дали родители и сама природа, исходит от москвичей. Я переняла у них манеры вежливости, деликатности, хорошего поведения. Они научили меня быть справедливой, доброй. Живя в Москве, я в совершенстве овладела русским языком, он для меня теперь родной, хотя и свой башкирский язык я не забываю».

...Как хотелось, чтобы в каждой семье была своя «летопись». Чтобы не прерывалась связь времен и мозаика «частных» воспоминаний складывалась в грандиозную панораму жизни целых поколений.

Этой весной не стало Розы Ганеевой (Юмагужиной) — первой башкирской женщины-нефтяника, человека незаурядной судьбы, оборвалась еще одна ниточка, связывающая наше и старшее поколение.
Роза Ганеева родилась 30 июля 1921 года в многодетной семье в деревне Яхино Салаватского района. Училась в обычной башкирской сельской школе. Закончила обучение в одной из московских школ, куда в 30-е годы направили ее старшего брата. Поскольку с младших классов Розе без усилия давались точные науки, она легко поступила в Стерлитамакский нефтяной техникум. По окончании работала на нефтяных промыслах, в том числе и в годы войны. Окончила Уфимский нефтяной институт. Впоследствии всю жизнь проработала в УфНИИ (БашНИПИнефть).
Читайте нас: